Рейтинг популярности направлений туризма. Итог сезона лето-2014
Как обычно, в сентябрьском номере «ГЛ» публикует результаты маркетинговых исследований туристического рынка, выполненных Службой «БАНКО». Итоговая таблица, составленная на основании опроса топ-менеджеров более 600 московских турфирм, ярко подтверждает главный тренд сезона – рост интереса к направлениям, цены на которые номинированы в долларах, и снижение популярности стран еврозоны.
Старый Свет не в фаворе
Причин, по которым путешественники не торопились выбирать поездки в Европу, как минимум две. Во-первых, рубль сильнее ослаб по отношению к евро, чем к доллару. Путевки в Старый Свет стали дороже, а в условиях экономической неопределенности этот фактор стал существенным – большинство туристов предпочитали бюджетные предложения. Во-вторых, люди беспокоились по поводу возможного введения санкций – Евросоюз не конкретизировал своих угроз, и многие опасались, что в какой-то момент они выльются в ограничения на въезд для россиян.
С другой стороны, глубина продаж летом-2014 существенно снизилась, решения о поездках часто принимались в последний момент. А для покупки last minute больше подходят безвизовые, то есть неевропейские направления. На них и переориентировался интерес путешествующей публики.
Последняя из могикан
Тем не менее именно европейской стране – Греции – удалось удержать лидерство в рейтинге популярности. Ее котировка снизилась на 0,8% по сравнению с прошлогодней – это не так уж и много на фоне высокого абсолютного показателя. Греки, как никто в Европе, постарались, чтобы соответствовать потребностям российского рынка. Увеличивается доля отелей, предлагающих систему all inclusive, русскоязычную анимацию и другие привычные соотечественникам по Турции или Египту вещи. И все это в сочетании с европейским уровнем сервиса. Кроме того, гостиничные цепочки чутко уловили тенденцию – россияне все чаще предпочитают отдыхать «большими семьями», в поездку отправляются родители с детьми в сопровождении старшего поколения. Греческим отельерам удалось подстроить инфраструктуру под запросы такой публики – от размещения в номерах с несколькими спальнями до развлечений, подходящих разным возрастным категориям.
Второе место досталось Турции. Динамика направления, наиболее впечатляющая среди участников рейтинга, – плюс 4,8%. Не хватило совсем немного, чтобы вернуть многолетнее лидерство, которое Турция удерживала вплоть до сезона-2012. Туристы охотно отправлялись не только в старую добрую Анталию, но и на Эгейское побережье, пока не столь раскрученное на российском рынке. Популярности Турции способствовали доступные тарифы – туроператорам удалось не допустить значительного роста цен, а на некоторые отели и вовсе удержать их на уровне прошлого лета.
Третья строчка рейтинга у Испании, при этом она потеряла больше других европейских стран – 3,4%. По одной из версий, снижение интереса к направлению вызвано цикличностью спроса – после длительного периода популярности Испания на время выходит из моды. Впрочем, есть и более прозаичное объяснение: сезон начинался бодро благодаря низким тарифам из-за избытка «воздуха». Затем игроки скорректировали перевозку, и туристы переключились на другие страны, где такое же сочетание пляжного отдыха и интересной экскурсионки, при этом есть возможность отхватить горящий тур. Например – на Италию, где в отдельные даты стоимость путевок опускалась ниже 100 евро на человека.
Кстати, Италия, помимо «аттракциона невиданной щедрости», отличилась лояльностью отельеров к российским туроператорам, а также четкой работой консульства – визы выходили в течение трех дней, охотно выдавались и многократные. В итоге у направления пятое место рейтинга с символической потерей 0,6% от прошлого лета.
Египетский реванш
А вот на четвертую позицию с прошлогодней шестой неожиданно вырвался Египет, прибавив сразу 4,3% предпочтений. Еще в прогнозном рейтинге на лето-2014 направлению давали всего 4,4% – почти вдвое меньше полученного им итогового результата. Очевидно, сказалось то, что постепенно сошел на нет негативный информационный фон вокруг Египта. Политическая обстановка в стране после президентских выборов стала выравниваться, и не замедлил сработать отложенный спрос.
Кроме того, летний Египет выступил альтернативой Турции для самых экономных путешественников – цены на туры были в среднем на 30% ниже турецких.
Парадокс России
В нижней части итоговой таблицы обратим внимание на позицию России. Несмотря на мощную весеннюю кампанию по пропаганде внутреннего туризма, наша страна расположилась на скромной предпоследней строчке, потеряв 0,8% предпочтений московских турфирм. Между тем по итогам прошлого лета, когда СМИ еще не столь активно убеждали путешественников в преимуществах отдыха на родине, Россия опередила в рейтинге Тунис и Францию.
Очевидно, казус объясняется тем, что сочинские отельеры слишком поздно повернулись лицом к турбизнесу. Договориться о приемлемых ценах удалось только к маю-июню, тогда же началось спешное внедрение в некоторых гостиницах популярной системы «все включено». Этап раннего бронирования был упущен.
Та же история с перевозкой. Уже в ходе сезона туроператоры стали включать авиаперелет в состав крымских и сочинских турпакетов. Раньше найти общий язык с авиакомпаниями и сойтись на доступных тарифах не получалось.
Рейтинг популярности направлений туризма
(итог сезона лето-2014)
Направление | Итог сезона лето-2014, % | Итог сезона лето-2013, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|
Греция | 25,3 | 26,1 | -0,8 |
Турция | 25,2 | 20,4 | 4,8 |
Испания | 16,1 | 19,5 | -3,4
|
Египет | 8,4 | 4,1 | 4,3 |
Италия | 5,5 | 6,1
| -0,6 |
Кипр | 4,7 | 5,8
| -1,1
|
Тунис | 2,7 | 1,4
| 1,3
|
Болгария | 2,6 | 2,6
| 0,0 |
Франция | 1,0
| 1,3
| -0,3
|
Черногория | 1,0 | 2,5
| -1,5 |
Россия
| 0,9 | 1,7
| -0,8
|
Хорватия | 0,9
| 1,9 | -1,0
|
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве итога сезона лето-2014. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными по итогам сезона лето-2013. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО". |