Рейтинг предпочтений сотрудничества с круизными туроператорами. Итог сезона лето-2014
Опрос московских турагентств, проведенный «БАНКО», показал: шторм на туристическом рынке затронул и, казалось бы, наиболее стабильный и рентабельный сектор – продажу морских круизов. Неудивительно, что круг предпочтительных поставщиков сократился, агентства чаще выбирают технологичных операторов, сумевших выстроить работу в сегменте В2В.
Продавцов стало меньше
Ситуацию предпочтений сотрудничества с поставщиками круизов было бы правильно рассматривать в контексте интереса профессионального рынка к самому этому продукту. Судя по результатам опроса, проведенного Службой «БАНКО» в начале августа, доля компаний, даже не рассматривающих круизы для продажи в продвинутой столице, за год выросла с 74 до 80,3%. К тому же стало меньше компаний, которые работают с ними по остаточному принципу. Таких сейчас 17,7% против 24,3% в конце прошлого лета. Очевидно, что этим летом, следуя за спросом, многие агентства сосредоточились на более простом в их понимании продукте – обычных пакетных турах. Соответственно, голосование за предпочтительных туроператоров по морским круизам получилось довольно вялым – в нем из 600 респондентов приняли участие только 110 человек. Неудивительно, что необходимое количество голосов для попадания в рейтинг получили только четыре компании.
Наскребли по сусекам
Несмотря на спад спроса со стороны столичных агентств, сами туроператоры по-прежнему говорят о большой устойчивости морских круизов к экономическим неурядицам минувшего лета, которая выгодно отличает их от сегмента традиционных туров. В отличие от выездного туризма, где спрос просел на 30–40% по сравнению с сезоном-2013, круизы, по оценкам туроператоров, показали пусть и небольшой – 5–7%, но рост.
Среди любителей морских путешествий больше платежеспособной публики, – поясняют эксперты. Кроме того, значительна доля возвратных туристов. Даже если приходится сокращать личный бюджет на поездку, они выбирают более скромный класс каюты, но вряд ли променяют запланированный круиз на сухопутный тур.
И все-таки снижение количества агентств, продававших морские круизы, – это тревожный сигнал для поставщиков.Можно сказать, что объемы этим летом приходилось скрести по сусекам – сравнительно немногочисленные потребители морских круизов просто перераспределились между компаниями, в которых работают профи, способные предложить нужный продукт. Кстати, не в последнюю очередь это сами туроператоры, ведь доля прямых продаж в этой сфере традиционно высока.
Пьедестал на четверых
Из восьми компаний топ-листа две первые находятся в зоне роста. Эксперты уверены, что это результат их целенаправленных усилий по выстраиванию продуктивных отношений с розницей.
Лидерство в рейтинге с впечатляющим приростом личной котировки на 6,7% упрочил PAC GROUP, чему есть логичное объяснение. Именно PAC активно внедряет пакетированные круизы, которые турагентам удобно бронировать в онлайне. Кроме того, компания уделяет продвижению этого вида туризма в агентской среде должное внимание. Не проходят даром и усилия по расширению ассортимента от основного партнера – MSC. Например, добавлены новые маршруты с заходами в порты Северной и Северо-Западной Европы, на ряде линий круизы с русскими группами переведены в режим non-stop.
Серебро рейтинга досталось «Инфофлоту», который тоже ориентируется на работу с розничным рынком. Вообще этот игрок, больше известный речными круизами, впервые попал в итоговую «морскую» таблицу в прошлом сезоне, а в этом улучшил личный показатель на 3,3%. Успех на первый взгляд представляется нелогичным, ведь «Инфофлот» в основном выступает крупным агентом других туроператоров. На самом деле, по мнению экспертов, в данном случае сработал принцип «одного флакона». Агентствам удобно, когда на сайте ТО можно найти предложения сразу 16 морских круизных компаний, плюс огромный ассортимент по российским и европейским рекам.
На 1,9% меньше голосов, чем год назад, заработала «Натали Турс». Наблюдатели объясняют это исключительно недостаточным вниманием компании к продвижению круизов на столичных партнеров. Ко всему остальному претензий никаких – компания расширила сотрудничество с одним из своих партнеров – NCL, добавила круизы из Санкт-Петербурга вокруг Европы. Кроме того, технологии, цены и даже условия работы «Натали» с агентствами оцениваются экспертами как абсолютно адекватные и заслуживающие внимания розничного рынка.
Четвертым в таблице идет «Бриз Лайн», потерявший 8,7%. И это при том, что оператор тоже имеет эксклюзивы, разнообразный ассортимент, внедряет новые маршруты из Северной столицы с заходом в норвежские фьорды и порты Балтики. «Возможно, занять более высокую позицию в рейтинге предпочтений сотрудничества с агентствами компании помешала как раз слишком активная деятельность по развитию прямых продаж», – говорят наблюдатели.
Работали ли вы с круизным продуктом?
Ответ | В сезоне-2014, % | В сезоне-2013, % | |
---|---|---|---|
Нет | 80,3 | 74,0 | |
Да, но немного | 10,5 | 8,5 | |
Очень редко | 7,2 | 15,8 | |
Да, мы активно продавали круизы | 2,0 | 1,7 | |
Маркетинговое исследование Службы "БАНКО" основано на опросе топ-менеджеров 600 московских туркомпаний. Опрос проводился с 30 июля по 7 августа профессиональными интервьюерами.
|
Какие туроператоры, на ваш взгляд, по итогам сезона Лето-2014 наиболее активно и успешно работали на круизном направлении и достойны занять лидирующие позиции в соответствующем рейтинге предпочтений сотрудничества?
Рейтинг предпочтений сотрудничества (итог сезона лето-2014)
Туроператор | Голоса, % * | Итог сезона лето-2013 | Изменение, +/- |
---|---|---|---|
PAC GROUP | 39,1 | 32,4 | 6,7 |
Инфофлот | 8,7 | 5,4 | 3,3 |
Натали Турс | 5,1 | 7,0 | -1,9
|
Бриз Лайн | 4,3 | 13,0 | -8,7 |
Атлантис Лайн | 3,6 | -
| - |
Инфлот | - | - | - |
Круизный Дом | - | - | -
|
Нептун | 2,9 | 5,9
| -3,0 |
За 100% принято 138 - общее количество упоминаний туроператоров. Приведены варианты ответов, набравшие четыре и более голосов. |