…ясность наступила в суде и не в пользу путешественника
Туристы, которые плохо владеют иностранными языками, частенько испытывают трудности во время путешествий. Турист из Биробиджана не смог объясниться с сотрудниками аэропорта Паттайи, чтобы найти туалет. Из-за недопонимания, по мнению мужчины, его депортировали из страны. Но в суде выяснилось, что всё было иначе.
Тошнит от бизнес-класса
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области 2 июля вынес решение по иску жителя Биробиджана, который не смог отдохнуть в Таиланде. Путевку он купил еще 3 ноября 2017 года в турагентстве «Амсунгтур» за 55 800 рублей. В качестве туроператора выступала компания «Восток Трэвел». Отдых в Паттайе должен был начаться 7 ноября и закончиться 18-го. Однако в страну улыбок туриста не пустили.
По словам истца, после перелета Хабаровск – Паттайя он почувствовал себя плохо, «у него кружилась голова, тошнило, все симптомы указывали на сильное отравление организма». При этом известно, что мужчина летел в бизнес-классе. Как рассказывает турист, он обратился к пограничникам с просьбой отвести его в медпункт и показать, где находится туалет, но так как плохо знал язык, сотрудники его якобы не поняли. Вместо того чтобы помочь, биробиджанца закрыли в «изолированном помещении», а на следующее утро, 8 ноября, отправили самолетом в Москву. Оттуда мужчине пришлось добираться до Хабаровска за свой счет – на билет он потратил 13 200 рублей.
Житель Биробиджана хотел вернуть хотя бы часть средств, которые он заплатил за тур, но получил отказ. В агентстве ему пояснили, что «за инцидент, произошедший на границе, ни турагент, ни туроператор ответственности не несут». Разбирательство перекочевало в суд.
Показания изменились
Представитель истца потребовал взыскать с турфирм сумму в размере 34 145 рублей, так как его клиент не воспользовался комплексом услуг, входящих в туристический продукт, не по своей вине. А также компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей и убытки в размере 13 200 рублей.
Оппоненты из «Амсунгтур» настаивали, что тур не состоялся как раз исключительно по вине самого туриста. Еще находясь в аэропорту, он звонил в турагентство и честно признавался, что выпивал в самолете. На тайской границе он нагрубил сотрудникам, за что и был изолирован, а затем депортирован. Однако в дальнейшем мужчина изменил свою позицию и стал указывать на плохое самочувствие.
Такие же данные предоставил суду и представитель иностранного туроператора Kreutzer Touristik, через которого реализовал тур «Восток Трэвел». «…По информации от пограничной службы Королевства Таиланд, турист не смог пройти таможенный контроль из-за сильного алкогольного опьянения и проявления агрессии в отношении сотрудников аэропорта и пограничной службы».
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что истец по собственной инициативе «воспрепятствовал получению туристического продукта в полном объеме». Иск был оставлен без удовлетворения.
Букет необоснованных претензий
Юрист Эдуард Шалоносов обратил внимание на то, что на самом деле права истца турагентством или туроператором нарушены не были, поэтому суд и встал на сторону ответчиков. «По ст. 12 ГК РФ право нарушено, если турагентство своими прямыми действиями или бездействием создало последствия, из-за которых туриста депортируют. Например, турагент преднамеренно забыл выдать туристу ваучер на получение гостиничных услуг, что является одним из оснований для его выдворения из страны». Также у туриста не возникало убытков по вине турагента, которые он планировал компенсировать по суду. «Убыток – это сумма, потраченная на восстановление нарушенного права. К примеру – турист по приезде в аэропорт установил, что ему так и не приобрели авиабилета, и он из-за этого вынужден его покупать второй раз самостоятельно», – говорит Эдуард Шалоносов. Главный вывод в вышеописанном случае для туриста – отмечает юрист – отдыхать нужно по приезде в отель и желательно без перебора горячительных напитков.
При этом, по словам Эдуарда Шалоносова, турагенты часто страдают из-за несправедливых претензий скандальных туристов. Так, недавно в его практике был случай, когда турист попросил отель с завтраками и бассейном, а по приезде предъявил претензии на 100 000 руб. за аренду авто, на котором ему пришлось ездить до моря и в ресторан. Такие дела обречены на провал в суде, но время и силы отнимают у обеих сторон. «Туристам и турагентам в этом случае нужно более внимательно относиться к перечню условий отдыха перед бронированием и стараться максимально отражать их в договоре», – заключает юрист.