Как турист отсудил у «Ингосстраха» расходы на лечение. В безнадежном, казалось бы, случае
Мы с Федором Коробковым вообще-то находимся по разные стороны баррикад. Адвокат, представляющий в судах интересы туристов, он порой ведет процессы с оттенком потребительского экстремизма. Но бывают ситуации, когда наши позиции сходятся. Один из примеров – дело А. В. Закатова, которому страховщик отказал в компенсации медицинских расходов, но потом был вынужден заплатить по суду.
36-летний Александр Васильевич Закатов в августе 2013 г. поехал в Швейцарию и там впервые на собственном опыте узнал, что такое приступ гастрита. Почувствовав острые боли в брюшной полости, он действовал по инструкции, которую прочитал в своем страховом полисе: обратился в сервисный центр ОСАО «Ингосстрах». По совету оператора вызвал государственную службу неотложной медицинской помощи, а потом был доставлен в Университетскую клинику Цюриха.
Врачи диагностировали гастрит, вызванный применением нестероидных противовоспалительных препаратов (Закатову ранее были назначены эти лекарства из-за проблем со зрением). Медицинские услуги обошлись в 1461,70 швейцарских франков (56858 руб. 67 коп.), и вернувшись домой, Закатов обратился в «Ингосстрах» с заявлением о выплате возмещения.
Страховщик отказал, сославшись на то, что гастрит – заболевание хроническое, а значит, расходы на его лечение страховкой не покрываются
(согласно п. 5.1.1 Правил страхования медицинских расходов при выезде за границу).
Но Закатов решил не сдаваться. Он обратился в общественную организацию содействия защите прав страхователей и застрахованных «Лига страхователей», от имени которой интересы потребителя в споре с «Ингосстрахом» представлял адвокат Федор Коробков. Дело слушалось в мае 2014 г.
Представитель ответчика С. В. Кохан в суде иск не признала и поддержала ранее представленные письменные возражения: о своем гастрите Закатов наверняка знал, поэтому должен был соблюдать предписания врача, и в таком случае обострения не наступило бы.
Коробков заявил, что его клиент до поездки в Швейцарию не страдал заболеваниями ЖКТ, а значит, его гастрит – не хронический, и доказательств обратного ответчиком не представлено.
По ходатайству истца на судебном заседании присутствовал медицинский эксперт А. В. Плешаков. Он пояснил, что гастрит бывает разный – не только хронический, но и острый. И чтобы с полной уверенностью судить о том, какой именно приступ подкосил Закатова в Швейцарии, нужны данные гастро- или эндоскопии, а эти исследования не проводились.
Судья Е. М. Дорохина, выслушав все аргументы, встала на сторону потребителя. В своем решении она отметила, что
при заключении договора страховщик «не был лишен возможности провести медицинское обследование клиента, а поскольку не сделал этого, то несет предпринимательский риск страховой выплаты».
И п. 5.11 Правил страхования медицинских расходов при выезде за границу, на который ссылается ответчик, частично не соответствует действующему законодательству и не подлежит в данном случае применению.
В итоге суд обязал ОСАО «Ингосстрах» выплатить А. В. Закатову 56858 руб. 67 коп. в счет страхового возмещения, 1482 руб. 33 коп. в счет неустойки за просрочку в выплате вышеупомянутого возмещения, 5000 руб. в счет компенсации морального вреда. И еще 50% от всех этих средств взыскали со страховщика в качестве штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Половину от штрафа, 15835 руб. 25 коп., получила «Лига страхователей».
Похожая история найдется в практике каждой турфирмы, и обычно шансы клиента на страховые выплаты при подобных обстоятельствах считаются нулевыми.