Туристы обратились в суд, утверждая, что их малолетние дети отравились в отеле
Вместе с Турцией на российский туристический рынок возвращаются и конфликтные ситуации, связанные с отдыхом в этой популярной стране. Одна из типичных проблем – отравления в отелях, из-за которых туристы потом предъявляют претензии туроператорам и турагентам. Правда, как показывает новая история в нашей постоянной рубрике «Дела судебные», не всегда они бывают обоснованными.
Разбирательство, о котором редакции рассказала Евгения Тухбаева, директор казанского подразделения юридической компании BLS Custos Group, началось ещё в прошлом году, и только в мае суд поставил точку. Забегая вперёд, скажем, что суд проявил удивительную лояльность к турбизнесу. Обычно служители Фемиды склонны вставать на сторону потребителей, и особенно в регионах, где предпринимателей до сих пор считают чуть ли не барыгами, обирающими простых людей. В данном случае вышло иначе: туристы, пытавшиеся стрясти с туроператора кругленькую сумму, получили от ворот поворот. Именно поэтому мы и публикуем эту историю.
Вот как было дело. 5 сентября 2015 года семья из Нижнего Новгорода решилась на авантюру – туристы поехали в Анталью с двумя младенцами, которым ещё не исполнилось двух лет. Отдых с малолетним ребёнком всегда предполагает повышенный риск быть испорченным, а уж с двумя тем более. Особенно если это зарубежная страна с отличным от российского жарким климатом. Так и произошло, по приезде в Belek Soho Beach 5* малышки заболели. Врачи Kemer medical center выявили у детей энтеровирусную инфекцию, о чём выдали заключение. Родители посчитали, что дети отравились пищей в отеле, и после возвращения с отдыха подали в суд на туроператора (название компании пусть останется за кадром. – Ред). В заявлении истцы указали, что в соответствии с российским законодательством ответственность перед туристом за качество исполнения услуг по договору лежит именно на туроператоре, независимо от того, кем должны были оказываться услуги.
Туристы потребовали взыскать с ответчика: – возмещение убытков – 122 000 рублей; – неустойку – 112 000 рублей; – компенсацию морального вреда – 100 000 рублей; – штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя – 162 000 рублей. Итого: 496 000 рублей. |
По словам родителей, кроме их дочек плохо себя почувствовали ещё семь детей. Но по факту в суд обратилась только одна семья. В суде представитель туроператора настаивал, что заболевание мог вызвать целый ряд причин: грязные руки, контакт с посторонними людьми в аэропорту, в автобусах, на улице. Малолетние дети в принципе болеют очень часто и наиболее уязвимы к различного рода инфекциям. Длительное путешествие в другую страну само по себе подвергает их значительному риску. По мнению ответчика, турист сам взял на себя повышенную ответственность за риск заболевания ребёнка во время путешествия. Тем более суду была предоставлена справка медицинского специалиста о том, что девочки переболели ОРВИ незадолго до поездки, что также могло снизить их иммунитет.
Точка в этой истории была поставлена только в мае этого года. Суд в итоге посчитал, что доводы туроператора обоснованны, и в удовлетворении иска отказал, отметив, что доказательства связи между заболеванием детей и питанием в отеле не очевидны.
Можно предположить, что после того как в Турцию полетят первые чартеры, туроператоры снова столкнутся с похожими претензиями туристов. Ведь Турция – страна жаркая, и расстройства пищеварения у туристов случаются сплошь и рядом. По данным страховщиков, именно отравления находятся на первом месте по числу обращений за помощью.
А вот у юристов – своя статистика. Отдохнувшие в Турции судятся чаще всего вовсе не из-за отравлений. Как рассказала Евгения Тухбаева, большой процент судебной работы по аналогичным искам связан с субъективным мнением и несовпадением ожиданий туристов и реальности. Поэтому тем, кто продаёт туры в Турцию, стоит подготовиться и тщательно информировать туристов о месте будущего отдыха. Ну а если кто-то всё же вернётся недовольным и подаст в суд – запастись терпением и биться до последнего, аргументированно отстаивая свою правоту. Как показывает данный случай, это помогает.