Новая история в рубрике «Дела судебные». Клиент отказался от тура, и оператор хотя и не сразу, вернул ему деньги в 100% размере. Но туриста это не устроило - он подал в суд, потребовав взыскать с ТА неустойку за то, что деньги вернули «не в срок», штраф и компенсацию морального вреда.
Отказ по личным причинам
5 октября 2012 г. Сергей Васильевич Антоненко (фамилия изменена – ред.), начальник службы безопасности одного из московских предприятий, заказал в агентстве «Эс Ай Турс энд Трэвел» две путевки на Бали – для себя и жены. Отдохнуть супруги решили в новогодние каникулы, с 1 по 12 января. Антоненко внес частичную оплату в размере 50% от стоимости путевок, что составило 160 тысяч рублей.
Однако уже 25 октября Сергей Васильевич пришел в агентство отказываться от тура. Он объяснил менеджеру «Эс Ай Турс энд Трэвел», что заболела жена, и врачи рекомендуют ей воздержаться от поездок.
С удержанием не согласились
ТО, у которого бронировались путевки - Coral Travel - сообщил агентству, что в связи с отказом от тура удерживает с ТА фактически понесенные затраты - 1 316 долларов, что по курсу составило 42 тысячи рублей. Оставшиеся 118 тысяч после получения их от оператора 30 ноября были перечислены агентством на счет клиента.
С таким решением в «Эс Ай Турс энд Трэвел» категорически не согласились. С оператором велись активные переговоры, и впоследствии Coral Travel пошел навстречу - 25 февраля 2013 г. оставшиеся 42 тысячи были перечислены туристу. В агентстве вздохнули с облегчением.
Неустойка, штраф и моральный вред
Однако, получив уплаченную за путевки сумму полностью, 28 февраля турист обратился в Бутырский районный суд г. Москвы с иском. Антоненко требовал, чтобы ТА выплатило ему неустойку «в связи с нарушением ответчиком сроков исполнения обязательств». Истец ссылался на п. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»:
Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возмещении убытков, причиненных расторжением договора о выполнении работы (оказании услуги), предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Сергей Васильевич рассуждал так: раз в десятидневный срок с момента отказа от поездки не вернули деньги полностью, пусть платят неустойку за каждый день «просрочки». На момент предъявления иска сумма неустойки, из расчета 3% в день, по подсчету г-на Антоненко, составила 227 117 рублей. Размер неустойки он «взял» из Закона РФ «О защите прав потребителей», опираясь на п.3 ст.31 и п. 5 ст 28.
Кроме того, истец просил взыскать с ТА штраф за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от неустойки, что составило еще 113 558 рублей. А заодно компенсировать ему моральный вред, который он оценил в 50 000 рублей. Таким образом, общий размер требований составил ни много ни мало …390 675 рублей!
Срок возврата определить невозможно
Представлявший интересы «Эс Ай Турс энд Трэвел» адвокат Илья Тугуев в своем возражении указал, что статья 31 Закона «О защите прав потребителей» называется «сроки удовлетворения отдельных требований потребителей» - отдельных, а не всех! Из п. 1 статьи следует, что удовлетворению в 10-дневный срок подлежат не любые требования, а только предусмотренные п.1 ст. 28 и п.1 и 4 ст. 29 Закона. Это требования о возврате уплаченной денежной суммы, заявленные в связи с нарушением исполнителем сроков оказания услуги или при обнаружении недостатков услуги.
Истец же отказался от исполнения договора по другой, личной причине. Статья 32 Закона не устанавливает срока для возврата денежных средств в случае отказа потребителя от исполнения договора по личной причине. Такой срок определить невозможно – ведь туроператор, прежде чем вернуть деньги, должен установить свои фактические затраты. Неизвестно, сколько времени на это потребуется. Поэтому, резюмировал адвокат, требования истца о взыскании неустойки являются незаконными и необоснованными.
Требования о возмещении морального вреда также несостоятельны: ведь права истца не нарушены, деньги возвращены ему в полном объеме.
Ответчик сроков не нарушил
Суд, который состоялся в июле, отметил: с доводами истца согласиться нельзя, «Эс Ай Турс энд Трэвел» выполнил свои обязательства перед туристом, возвратив ему уплаченные денежные средства полностью.
«Бывает, что туристы отказываются от поездки не по вине ТА или ТО (болезнь, изменились планы, не получили визу) и требуют вернуть им деньги, – комментирует адвокат Илья Тугуев. - Если им возвращают деньги (все или часть, с учётом фактически понесенных затрат), но за пределами 10-дневного срока, некоторые считают, что наступает ответственность исполнителя, предусмотренная ст.31 Закона РФ «О защите прав потребителей». Более того, так считают и отдельные судьи, которые выносят решения, удовлетворяющие требования туристов о взыскании неустойки. Надеюсь, приведенный пример поможет избавить ТО и ТА от излишней ответственности в таких случаях».