logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 30 сентября 2015

Советы юриста

Полина Барабанова, директор по организации юридического обслуживания в сфере туризма

Полина Барабанова, директор по организации юридического обслуживания в сфере туризма


Турагенты постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых требуется знание правовых норм. Советы по двум темам в этом номере дает юрист Полина Барабанова, директор по организации юридического обслуживания в сфере туризма юридической компании BLS CUSTOS GROUP.              

Советы юриста

Проблема № 1. Турист передумал ехать, а вся работа уже сделана.

Время от времени туристы отказываются от забронированных туров и требуют вернуть деньги. В связи с этим возникает вопрос: должно ли агентство возвращать полученный доход (так называемую комиссию)? Ведь туристическая компания уже проделала огромную работу: менеджеры вели клиента – консультировали, подбирали тур, вели переписку с туроператором, оформляли документы. Разве не будет справедливым получить оплату фактически выполненной работы?

Законодательство не запрещает получать оплату за оказание услуг или выполнение работ, но только если стороны согласовали, какая услуга (работа) выполняется и сколько она стоит. Как правило, туркомпании в договоре о реализации турпродукта прямо не указывают, что помимо основных услуг в составе турпродукта туристу оказываются услуги по консультированию, бронированию и т. п. и эти услуги стоят столько-то.

Как следствие, в случае судебного спора в связи с отказом от тура суд приходит к выводу, что по договору предоставлялся конкретно турпродукт и именно за него платились деньги, а не за какие-то еще услуги. А поскольку турпродукт фактически не предоставлен, применяются общие положения закона: удержаны могут быть только фактически понесенные расходы. Такие траты, как аренда, связь и т. п., не признаются фактическими расходами, поскольку не могут быть привязаны к конкретному клиенту.

Поэтому правовое обоснование в пользу удержания «комиссии» при отказе от тура имеется только в случае, если в договоре четко описаны услуги, оказываемые турфирмой именно при организации тура (то есть начала поездки туриста), и определена цена этих услуг. Иначе агентство не вправе удерживать деньги за эти услуги.

Но условия договора о стоимости услуг по бронированию очень важно правильно изложить, чтобы было понятно, что это не заранее определенный размер фактических расходов, указание которого незаконно, а именно стоимость отдельных услуг.

Если же агентство не хочет показывать туристу на стадии заключения договора свою выгоду, остается либо возвращать ее при аннуляции тура, либо надеяться, что турист не пойдет в суд или суд не будет тщательно исследовать причины удержания комиссии.

Проблема № 2. Когда менеджер случайно «подарил» туристу услуги.

Как у крупных, так и у небольших туристических компаний периодически случается ситуация, когда по ошибке менеджера (или программы) туристу сообщается цена тура ниже, чем она должна быть (например, менеджер забывает включить в общую цену стоимость одной из услуг). Можно ли пересчитать цену тура или исключить «неучтенные» услуги из пакета, ведь фактически турист за эти услуги не заплатил?

В данной ситуации, конечно, самый оптимальный вариант – попробовать договориться с туристом. С давним клиентом, который доверяет туристической компании, есть шанс достичь компромисса, если наглядно расписать всю арифметику стоимости туристического пакета. Изменение как предварительных договоренностей, так и письменного договора по соглашению сторон правомерно практически всегда (за редким исключением), независимо от причин такого изменения. Нужно только не забыть зафиксировать это изменение в письменном виде.

Если же договориться с туристом не удалось, а неверная цена уже указана в заключенном с ним договоре, оснований для изменения ее в одностороннем порядке нет. Имейте это в виду!

По действующему законодательству туристский продукт реализуется за общую цену. Никаких утвержденных государством тарифов на туруслуги в Российской Федерации нет, так что цена определяется соглашением сторон. Таким образом, если стороны подписали договор, то обязательства уже возникли и должны исполняться. На данной стадии не имеет значения, правильно ли рассчитана агентством указанная в договоре цена.

Если же неверная цена была озвучена клиенту, но договор еще не подписан, туристическое агентство теоретически может быть привлечено к ответственности за предоставление недостоверной информации (если предложит туристу заключить договор уже на других условиях и откажется предоставлять услуги за ранее указанную цену), но на практике такого обычно не происходит. Дело в том, что такого рода нарушения достаточно сложно доказать в суде: цена ведь может измениться из-за колебаний курса валют, конъюнктуры рынка и т. д.

  • Дела судебные
Автор Редакция
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд
Турист отсудил у приставов 90 тысяч рублей за неправомерный запрет на выезд

Дела судебные

17/07/2024
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»
Туристка не смогла вернуть деньги за отдых в номере с «бегающими насекомыми»

Дела судебные

22/06/2024
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей
Получив от туристов миллионы за тур в Дубай, турагент скрылся за границей

Дела судебные

14/05/2024
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда
В стремлении нажиться на турагенте и туроператоре турист дошел до Верховного суда

Дела судебные

24/10/2023
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии
Суд встал на сторону туроператора в споре по отсрочке из-за пандемии

Дела судебные

01/06/2022
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?
Есть ли шанс получить 1 млн рублей с разорившегося туроператора «Музенидис Трэвел»?

Дела судебные

16/05/2022
Совет вернуть агентское вознаграждение туристу – вредный

Дела судебные

16/06/2020
Суды с туристами: какие перспективы?

Дела судебные

01/04/2020
Тур с должком

Дела судебные

18/02/2020
Битва «Дельфинов», или Как туроператор отсудил свое имя спустя два года тяжб

Дела судебные

29/10/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение