Новость для турфирм, чьи клиенты не могут получить со страховщика свои деньги после остановки работы «Асент Тревел». В конце января Черемушкинский районный суд Москвы решил взыскать со «Страхового общества «Помощь», где была застрахована профессиональная ответственность туроператора, 355 тысяч рублей за отказ добровольно выплатить туристу «Асента» 111 тысяч.
Денег должно хватить на всех
30 мая 2013 года гражданка Игрунова Марина Игоревна (фамилия изменена) пришла в турфирму «Евролэнд» с намерением отдохнуть летом в Хорватии. Подписала предварительный договор на подбор тура, внесла предоплату в 36 тысяч рублей.
15 июня турагент забронировал для клиентки поездку у туроператора «Травел СП», входящего в группу компаний Ascent Travel, и после подтверждения заявки заключила с туристом уже основной договор на общую сумму 123 130 рублей. В тот же день Игрунова оплатила полную стоимость тура, 19 июня «Евролэнд» перевел деньги на счет «Травел СП» 111 244 руб. (цена поездки за вычетом комиссии).
А 1 августа на сайте «Асента» появилось сообщение о том, что туроператор прекратил свою деятельность и не оказывает туристических услуг, но страховщикам его ответственности переданы реестры пострадавших с указанием размера денежных средств, подлежащих выплате в качестве для страхового возмещения, и страхового покрытия хватает на всех туристов.
В частности, в сообщении говорилось, что в ООО «Страховое общество «Помощь» ответственность «Травел СП» была застрахована на 30 000 000 рублей, а выплатить пострадавшим туристам предстояло 29 000 000 рублей.
Справки о неисполнении обязательств по договорам о реализации турпродукта с указанием фамилий туристов, их паспортных данных, номеров заявок и сумм, подлежащих к страховому возмещению, «Асент» сам передал страховщикам. От туристов требовалось написать заявление о выплате страхового возмещения, предоставить оригиналы и копии паспорта и договора о реализации турпродукта.
Мудреные аргументы
Марина Игоревна Игрунова так и поступила: написала заявление, собрала все необходимые бумаги, сделала копии, отнесла страховщику, но… в страховой выплате ей было отказано. По той причине, что, по мнению «Помощи», «отсутствует подтверждение приобретения турпродукта по агентскому договору».
Разгадывать эту загадочную фразу туристка не стала и с помощью юриста, Елены Яковлевны Бариновой, подала иск к страховой компании «Помощь».
Просила взыскать со страховщика стоимость тура – 111 244 руб. (комиссию турагент своей клиентке вернул), неустойку в том же размере, проценты за пользование чужими деньгами – 3671 руб., компенсацию морального вреда и штраф в размере 50% от присужденной суммы.
От «Страхового общества «Помощь» в суд никто не явился; ответчик направил письменный отзыв. В нем привел мудреный аргумент: на момент заключения договора между истцом и ТА «Евролэнд», т.е. 30 мая 2013 года, агентский договор между турагентом и туроператором заключен не был – стороны подписали его только 15 июля.
Из этого страховщик сделал вывод, что правоотношения между ТА и ТО отсутствовали, следовательно, страховой случай не наступил, и оснований для выплаты страхового возмещения туристу нет.
Страховой случай и исчерпывающий список
Собственно, главной задачей суда в процессе, состоявшемся 29 января 2014 года, было – разобраться, что в действительности является страховым случаем.
В п.3.2 Правил страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации турпродукта (которые, к слову, согласованы с Федеральной службой страхового надзора письмом от 16.04.2007 г.), страховой случай – это факт установления обязанности страхователя (в нашем случае – «Помощи») возместить выгодоприобретателю (туристке Марине Игоревне Игруновой) реальный ущерб. Который возник в результате неисполнения обязательств по договору о реализации турпродукта в течение действия договора страхования.
Факт неисполнения и, по сути, наступления страхового случая, устанавливать не пришлось – его подтвердил сам туроператор «Травел СП» письмом от 5 августа 2013 г.
Что касается утверждения страховщика о том, что между турагентом и туроператором не было правоотношений в момент заключения предварительного договора, т.е. 30 мая 2013 г. Этот довод, по мнению суда, не нашел своего подтверждения.
Во-первых, суд пришел к выводу, что подписание предварительного договора турагентом «Евролэнд» и туристом Игруновой является датой начала правоотношений между ними и законодательству не противоречит.
Во-вторых, по договору возмездного оказания услуг юридически значимым является факт их оплаты – он произошел 15 июня, в день, когда «Евролэнд» заключил агентский договор с туроператором «Травел СП»; оплата путевки Игруновой была перечислена 19 июня платежным поручением №265 – всё в рамках действующего договора между ТА и ТО.
Но главное: страховщик вообще не вправе требовать от туристов, чей туроператор прекратил свою деятельность и не выполнил обязательств, каких-либо других документов для выплаты страхового возмещения.
Их исчерпывающий перечень приведен в ст.17.5 закона «Об основах туристкой деятельности» и пунктах 12.4, 12.5 Правил страхования. Это, как написал ранее «Асент» на своем сайте, заявление о выплате, копии паспорта и договора о реализации турпродукта (между ТА и туристом, а не между ТА и ТО). А также документы, которые в случае с Игруновой не понадобились, поскольку туроператор сам предоставил их страховщику, - подтверждение реального ущерба и отказ ТО возместить его в добровольном порядке. Всё.
«Учитывая изложенное, ответчик не имел законных оснований для отказа истцу в выплате страхового возмещения по причине отсутствия агентского договора, поскольку по закону его предоставление не требуется», - заключил суд.
355 вместо 111
Заочным решением Черемушкинского районного суда Москвы с ответчика – «Страхового общества «Помощь» – в пользу истца подлежит взысканию 111 244 рубля страхового возмещения.
Согласно ст.396 Гражданского кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата подлежат уплате проценты. Ст.17.5 закона «Об основах туристской деятельности» устанавливает срок, в течение которого страховщик обязан удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения – 30 календарных дней после получения требования с приложением всех необходимых документов. В случае с Игруновой М.И. выплата должна была состояться не позднее 6 сентября 2013 года. С учетом просрочки в 144 календарных для и учетной ставки банковского процента, за пользование деньгами туриста со страховщика подлежит взысканию 3671 руб.
Размер неустойки за отказ ответчика добровольно удовлетворить требования туриста составил ко дню вынесения решения 323 722 рубля. Но так как по закону 2О защите прав потребителей» он не может превышать стоимости услуги, суд решил взыскать с «Помощи» 111 244 рубля неустойки – столько, сколько, сколько стоил турпродукт.
Моральный вред, причиненный страховщиком истцу, суд оценил, с учетом требований разумности и справедливости, в 5 тысяч рублей. Плюс 10 тысяч рублей на оплату услуг представителя, 1 тысячу – на оформление доверенности и еще штраф в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы – еще 113 029 рублей. Итого – 355 134 рубля. Госпошлину в доход города Москвы суд также решил взыскать со страховщика.
***
На момент публикации решение Черемушкинского суда не вступило в законную силу. О результатах обжалования сообщим.