Турагентство пострадало за то, что туристка отказалась принять деньги
Интересная ситуация: туристка из Калининграда потребовала вернуть аванс за тур, ссылаясь на то, что ее не ознакомили с отрицательными отзывами об отеле в Греции. Туроператор высчитал свои расходы и согласился вернуть лишь половину. Туристка деньги не взяла, а крайним в суде, увы, оказалось агентство. Читайте новую историю в рубрике «Дела судебные».
Пузырь исковых желаний
Все началось в июле прошлого года. Женщина пришла в офис агентства «Бюро путешествий», чтобы выбрать себе поездку на время отпуска. Обсудив с сотрудниками фирмы разные варианты, клиентка выбрала на Крите отель, где ей предстояло провести 9 счастливых дней в августе. Тур подобран, осталось дело за формальностями – заключили договор поручения о подборе, бронировании и приобретении тура агентом в интересах туриста. Цена документа составила 58600 рублей. В этот же день клиентка Ольга Ульянова (имя и фамилия изменены) внесла аванс: половину указанной суммы. А «Бюро путешествий» незамедлительно эти деньги направило в адрес туроператора.
И в этот момент началась история, о которой дальше пойдет речь. Придя домой, женщина решила поинтересоваться, в какой гостинице придется провести отпуск. И чем дольше она читала отзывы постояльцев, уже побывавших там, тем больше приходила к выводу, что находиться там ей не хочется. Как только рассвело, Ольга появилась на пороге турагентства с требованием расторгнуть договор и вернуть аванс в сумме 29300 рублей. Менеджеры компании пообещали это выполнить, но, как утверждает туристка, ничего не сделали. Через несколько дней госпожа Ульянова написала уже письменную претензию. Примерно через неделю туркомпания ответила: вернуть средства готовы, но лишь 13895 рублей 61 копейку – оставшиеся деньги туроператор удержит в качестве штрафных санкций за отказ от брони.
Деньги Ольга брать не стала и вместо этого обратилась в Ленинградский районный суд. Она решила, что может претендовать не только на аванс целиком, но также на неустойку в его же размере и компенсацию морального вреда – его истица оценила аж в 100 тысяч рублей. В довершение этих ожиданий женщина попросила оштрафовать туркомпанию за отказ от добровольного удовлетворения требований потребителя.
Сумма карман жжёт
Суд принял соломоново решение. С одной стороны, он учел доводы «Бюро путешествий»: примерно половину уплаченных денег, которые удержал туроператор, Фемида посчитала фактически понесенными расходами, возвращать которые турагентство клиентке не обязано. Однако, и это с другой стороны, даме постановили вернуть не только причитающиеся ей 13895 рублей 61 копейку, но и заплатить неустойку той же величины, а еще компенсацию морального вреда в 3 тысячи рублей. Кроме того, на агентство был наложен штраф в пользу государства – 15395, 61 рубля (половина от оспариваемой суммы). Всего с туркомпании взыскали 46186,83 рубля.
22 апреля этого года на свет появилось апелляционное определение уже областного суда, куда обратилось «Бюро путешествий». Доводы – при вынесении решения суд исходил из того, что ответчик отказался заплатить туристке возвращенные туроператором средства в размере 13895,61 рубля. В туркомпании посчитали, что это вовсе не так: женщину дважды приглашали за деньгами, но брать их она не стала, претендуя на всю заплаченную ею сумму целиком. Поэтому налагать штраф и пени на агентство нельзя, счел турагент.
Областной суд посмотрел на фактическую сторону дела: средства на момент судебного спора так и не были возвращены, а значит, посчитали в судебной инстанции, нарушены права потребителя со всеми вытекающими последствиями. Решение нижестоящего суда в итоге оставили без изменения.
Вывод можно сделать такой: этот прецедент ставит под удар любое агентство, которое не смогло отдать финансы клиенту в спорной ситуации. Выходит, надо не приглашать клиента за деньгами, а просто вернуть сумму любым способом, например, почтовым переводом. Иначе деньги прожигают карман – не тот случай, когда их там нужно держать. Ведь если исходить из обоснования двух судебных решений, никаких санкций бы не возникло, успей «Бюро путешествий» вернуть деньги вовремя.
А как считаете вы? Редакция приглашает читателей-юристов прокомментировать эту ситуацию и дать свои рекомендации.