Чем это обернётся для турбизнеса и туристов?
30 июня туристическая отрасль запомнит как день величайшего откровения, если не сказать – чуда: Владимир Путин после переговоров с Реджепом Эрдоганом подписал указ о снятии запрета на продажу турпоездок в Турцию. Что теперь будет? Как изменится рынок, к чему готовиться рознице? Чего ждать туристам? (Не будем о них забывать.) Рассмотрим ситуацию, как говорится, по горячим следам.
Операция «мобилизация»
Вы заметили? Вечером 30 июня, комментируя известие об открытии Турции, туроператоры не сообщали о намерениях немедленно выставить эскадрильи чартеров на Анталью и даже сомневались, будет ли спрос. На самом деле, события на направлении могут разворачиваться весьма динамично. Турецкие бизнесмены не раз демонстрировали умение мобилизоваться. Имея поддержку своего правительства, теперь они готовы к любым нетривиальным решениям, лишь бы поскорее привезти к себе туристов из России. Уже сегодня Москву посетили представители крупного гостиничного бизнеса, и нет сомнений, что все компании, специализирующиеся на направлении, занимались расчётами – как в срочном порядке вернуть в ассортимент турецкий продукт.
Определённо туристический поток пойдёт в Турцию быстрее, чем газовый. Может быть, уже завтра в системах онлайн-бронирования операторов и в агрегаторах появятся первые турпакеты на курорты страны. И пусть пока они будут базироваться на регулярке, но через неделю мы наверняка увидим и чартеры. Для их запуска необходимы соответствующее распоряжение авиационных властей и слоты. Административная волокита здесь должна быть исключена – глава государства поручил правительству РФ принять меры, предусматривающие отмену запрета на чартеры между нашими странами.
Цены ниже плинтуса. За чей счёт?
«Цены на туры в Турцию однозначно уйдут в пол», – говорят эксперты. Причём тяжесть демпинга вряд ли ляжет на плечи отечественных компаний, риски должна взять на себя турецкая сторона. И в этом – особенность момента. Туристам из России альтернативы нет, поэтому отельеры пойдут на беспрецедентные меры, чтобы договориться с российскими коллегами и восстановить турпоток уже этим летом. На лояльность европейского потребителя туркам рассчитывать не приходится – многие туристы изменили свои планы и переориентировались на Испанию, Италию, Хорватию… Кроме того, контрактинг в Европе строится совсем по иным правилам, чем в России, там молниеносные решения не проходят. Отечественный же туристический бизнес привык работать в унисон с руководством страны. Пришёл указ закрыть Турцию – немедленно свернули программы, последовала команда открыть Турцию – значит, будем продавать турпакеты хоть со следующего дня. Так что в сложившихся условиях помочь туристической экономике Турции могут только участники российского бизнеса – им и карты в руки.
Надо, чтобы вошло как по маслу
И всё же. Если игроки российского рынка получат существенные привилегии прямо из казны турецкого государства, почему их представители столь сдержанно комментировали сегодня перспективы открытия Турции? Отвечая на этот вопрос, можно предположить, что крупные туроператорские конвейеры больше всего не хотят допустить вала отказов от уже забронированных или предоплаченных туров на другие направления. Вынужденные конфликты с туристами портят имидж самих туроператоров, необходимость существенной корректировки планов ударяет по отношениям с партнёрами, всё это в конечном итоге ведет к дополнительным расходам. Поэтому сейчас задача туррынка – чтобы турецкий продукт вошел в ассортимент как по маслу, не испортив сложившийся статус-кво на других направлениях. А для этого работу надо делать скромно, тихо, без лишнего ажиотажа и не давая клиентам неправильных советов.
Пионер – ребятам пример!
Захотят ли наши туристы лететь в Анталью или воздержатся – вопрос риторический. Те, кто подсел на Турцию, привык вывозить туда детей, будут рады вернуться в любимые отели, тем более если это стоит копейки. Есть, правда, мнение о том, что многих остановят соображения безопасности: только-только произошёл очередной страшный теракт в Стамбуле, да и вообще нам с экранов телевизоров полгода объясняли – в Турции очень опасно. К тому же за время «холодной войны» мы, кажется, стали меньше любить турков, чем раньше... Как быть со всем этим? Анализ общественного мнения на данную тему никто не проводил. Поэтому позволим себе скромно предположить – высочайший рейтинг доверия президенту РФ сыграет свою роль, и большинство способных к путешествиям граждан страны будут рады поддержать своего лидера в его решении снова дружить с Турцией, пользоваться её туристической инфраструктурой. Хотя… Конечно же, найдутся те, которые как не любили отдыхать в Анталье, так и не полюбят.
Судя по результатам опроса среди агентств на HL более половины респондентов морально настроены на продажи Турции. Розница в туризме – как пионер, главное, чтобы турист чего-то захотел, агентства всегда готовы поддержать.
Туроператоры – гонка по вертикали
Туристы, не мыслящие своих летних отпусков без Турции, а также те, кому всё равно, на каком берегу моря отдыхать, – главное, чтобы подешевле, – наверняка образуют первую волну отложенного спроса на направление. Поэтому туроператорам предстоит проявить сноровку, чтобы побыстрее предложить рынку свои программы. В ближайшие дни агентства наверняка начнут получать подробности планов крупных игроков, первые СПО, а возможно, и приглашения в рекламники. Также в скором времени стоит ожидать сообщений о сворачивании программ на тех маршрутах, которые были альтернативами Турции. Уже сейчас эксперты пророчат сложности с загрузкой Туниса, всевозможной нелетней экзотики, России. Но все эти неприятности – ерунда по сравнению с пользой для турбизнеса, которую принесёт восстановление движения по турецкой трассе. Появление ассортимента для массового туриста приведёт к усилению интереса потребителей к участникам туррынка, отрасль вновь начнёт наполняться жизнью и деньгами – а это куда лучше, чем застой, стагнация, отсутствие перспектив. Так, глядишь, лето переживём без крупных банкротств. Или у вас другое мнение?