Трагедия под Калугой: факты, дезинформация и общественный резонанс
Вчера, 3 февраля, на 128-м километре трассы Калуга – Вязьма произошла страшная авария. Перевернулся автобус, перевозивший детей с родителями из Смоленской области в Калугу на танцевальный конкурс. В ДТП погибли три ребенка и четверо взрослых. Несмотря на то что поездка была нетуристической, активное обсуждение в федеральных СМИ и искажение многих фактов, по словам туроператоров, могут негативно сказаться на турбизнесе. Справедливы ли эти опасения?
Фото: 40.мвд.рф
Что известно о ЧП?
По информации правоохранительных органов, за рулем автобуса был 46-летний водитель, он остался жив. В отношении него возбуждено уголовное дело по ч. 5 ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
Принадлежит же транспортное средство 60-летнему индивидуальному предпринимателю Сергею Гордееву. Он занимается пассажирскими и грузоперевозками не один десяток лет. До сей поры серьезных нареканий к его работе не было. Хотя Ространснадзор, проводивший полтора года назад проверку его деятельности, выявил ряд нарушений. В частности, выяснилось, что водители, работающие на Гордеева, не проходили медосмотров. Были нарекания и к заполнению путевых листов. Однако нарушения сочли мелкими и лицензию на перевозку отбирать не стали.
Впрочем, огульно винить водителя автобуса или ИП наблюдатели не спешат. По их мнению, могло сказаться еще и качество дорожного покрытия: Те, кто ехал этим же путем в 5 утра, писали в соцсетях, что дорога была абсолютно не чищена, кроме того, там «яма на яме», аварии происходят регулярно. А тут еще наледь».
При чем здесь туроператоры?
Несмотря на то что ЧП не имеет отношения к турбизнесу, представители туристических компаний уже опасаются, что именно они столкнутся с последствиями в виде усиленных проверок. Такие опасения у экспертов возникли сразу после просмотра новостей.
«В новостях по Первому каналу сказали, что следствие будет выяснять, имел ли транспортник лицензию на перевозку детей; почему автобус вышел без сопровождения ГАИ; почему детей обслуживал транспорт 30-летней давности, ведь в России это запрещено», – возмущается Елена Клышевич, менеджер турфирмы «Добродей» из Рязани.
Туроператоры объясняют, что каждое из этих утверждений не соответствует действительности. Во-первых, лицензируются только пассажирские регулярные перевозки. На заказные, в том числе детские – разрешение не требуется. Во-вторых, сопровождения полицейской машиной для одного автобуса не предусмотрено. В-третьих, ограничение на эксплуатацию автобусов старше 10 лет в России на законодательном уровне не принято. Этот вопрос отложен до 2020 года.
Когда надо проверять
По словам специалистов туризма, туристические компании, организующие детский отдых, и так проверяют вдоль и поперек. Нормативов на перевозку детей очень много, и все тщательно выполняются. Кроме того, турсообщество внедряет меры самоконтроля, уверяет вице-президент Российского союза туриндустрии, руководитель туроператора «Анкор» Ольга Санаева: «У нас прошла аттестация специалистов по детскому туризму, мы готовим добровольную сертификацию туроператоров в этой сфере. Это, действительно, очень ответственная зона работы. Здесь крайне необходимо знать все нормативы».
По мнению специалистов туризма, госорганы должны обратить внимание на спортшколы и творческие коллективы, которые «творят, что хотят» – возят детей ночью, нанимают кого попало.
Какие решения по итогам трагедии будут приняты и как они повлияют на детский туризм? Сейчас эти вопросы риторические. «Очень хочется, чтобы дети могли безопасно ездить и познавать свою Родину. Чтобы из этой ситуации были сделаны правильные выводы», – отметила руководитель ассоциации «Нижегородский центр развития туризма» Елена Богомолова.
К сожалению, пока каждое ЧП, в котором страдают дети, оборачивается кампанейщиной, из-за которой организация детского отдыха становится всё более неблагодарным занятием, считают представители туркомпаний. Кроме того, некорректно поданная информация порождает панику и вал вопросов со стороны родителей – они опасаются отправлять детей на отдых, сетуют туроператоры.
«Трагедии и искажённое освещение их причин приводят к тому, что родители и школы перестают выпускать своих детей. Боюсь, что будет новая волна негласных запретов на перевозку. После Ханты-Мансийска и Кемерово так было. Никто не хочет разбираться в деталях, почему произошла беда и кто виноват, в сознании откладывается только то, что детский туризм опасен сам по себе, хотя ни одна из произошедших трагедий к туризму не имеет абсолютно никакого отношения. Как раз наоборот, именно туроператор соберет 133 бумажки и сто раз все перепроверит для детской перевозки», – делает вывод Елена Мартыненко, директор самарской туристической компании «Профцентр».
Справедливы ли опасения туроператоров? Участвуйте в опросе.