«Если бы у нас была хоть тень сомнения в профессионализме технических служб авиакомпании, лётного состава, уверяю вас, программы были бы немедленно прекращены»
В воскресенье 1 ноября руководитель объединённой редакции TourDom.ru и HotLine.travel Татьяна Дмитрова встретилась с Исмаилом Лепиевым, президентом холдинга Tourism Holding & Consulting (TH&C) (объединяет «Когалымавиа» и туроператора «Бриско») в его московском офисе. И получила ответы на самые волнующие отрасль вопросы, возникшие в связи с крушением лайнера А321 «Когалымавиа» 31 октября.
Исмаил, во всей стране траур, представляю, какое это огромное горе для вас – вы потеряли экипаж, на рейсе вашей авиакомпании погибли пассажиры.
Никакими словами невозможно описать эту трагедию, мы сами глубоко поражены случившимся. Ведь погибло более 200 человек, которые возвращались из отпусков, с отдыха. Среди них – дети. Горе пришло в их семьи, к родным, друзьям... И поскольку эта трагедия связана с именем нашей авиакомпании, мы прикладываем все силы, чтобы оказать помощь инстанциям, подключившимся к расследованию.
В СМИ пишут, что в вашем офисе проходит обыск. Пока я шла к вашему кабинету, не заметила каких-либо признаков этого.
Да нет, обыска у нас не было. Правоохранительные органы, авиационные власти обязаны реагировать на ситуации, проводя определённые процедуры. В случае, когда с воздушным судном происходит крупное ЧП, тем более с человеческими жертвами, в обязательном порядке заводится уголовное дело. Следуют проверки ведомств, отвечающих за безопасность полётов. Поэтому нет ничего удивительного, что у нас запрашивают документы, материалы, мы всё предоставляем, прекрасно понимая необходимость тщательного и объективного расследования. Это не ведёт к сбоям в работе авиакомпании и туроператора.
Сейчас все перебирают возможные версии случившегося. Вы допускаете технические проблемы или ошибку экипажа?
Нет, ни в коем случае! Я больше скажу вам, я исключаю такую возможность. В нашей компании уделяется самое пристальное внимание безопасности полётов, для нас это главное – за последние годы мы добились, чтобы показатели надежности бренда Metrojet, под которым летает «Когалымавиа», соответствовали самым высоким международным стандартам.
Каким именно?
Например, существует европейский коэффициент безопасности SAFA. Он определяется на основании многочисленных проверок, проводимых специальной европейской комиссией воздушных судов и экипажей. У нас он составляет 0,67, притом что допустимое верхнее значение – 2 единицы. Мы гордимся таким результатом, для его достижения надо длительно и кропотливо работать. Наши самолеты находятся в отличном техническом состоянии, это подтверждается и всеми «чеками», которые мы проходим регулярно в полном соответствии с правилами.
Да, вчера даже министр транспорта РФ Максим Соколов в интервью одному из телеканалов сказал, что у его ведомства не было замечаний к «Когалымавиа». Пилоты, экипаж тоже были хорошо подготовлены?
Знаете, Татьяна, я даже не понимаю, как репортёры могут так огульно, не имея никаких результатов проверки, перекладывать вину на человеческий фактор – я слышал и читал рассуждения на эту тему. Как у них язык поворачивается так говорить?
Члены погибшего экипажа были очень опытными людьми, их гибель – огромная утрата. Пилот, командир разбившегося А321, Валерий Юрьевич Немов, имел общий налёт 12 тыс. часов, а на лайнерах Аirbus – более 4 тыс. часов. Он проходил все необходимые тренинги, все программы, помогающие пилотам поддерживать свою форму и правильно реагировать на самые разные форс-мажоры, например, управлять воздушным судном при двух неработающих двигателях. Наши пилоты готовы ко всему.
Да, но, видимо, в воздухе произошла ситуация, на которую они не смогли повлиять. Вы думаете, на борту был взрыв?
До окончания проверки, пока нет чётких фактов, не хотел бы обсуждать эту версию, я только полностью исключаю вариант технической неисправности и ошибки экипажа.
Как вы планируете дальнейшую работу авиакомпании?
Если бы у нас была хоть тень сомнения в профессионализме технических служб «Когалымавиа», лётного состава, уверяю вас, программы были бы немедленно прекращены. Ни о каком бизнесе не может идти речи, если существует угроза жизни людей. Поскольку мы уверены в безопасности организуемой нами перевозки, продолжаем выполнять рейсы. Вчера нам позвонили все первые лица компаний, у которых есть собственный авиапарк, – «Пегас Туристик», «Корал тревел», «Анекс Тур». Они нам сказали: «Ребята, если нужны самолёты, чтобы пересадить туристов, в сторону – коммерцию, мы поможем». Такая поддержка дорогого стоит, я очень благодарен за неё. И обязательно бы воспользовался. Но необходимости нет, летаем сами.
Сегодня днём появились сообщения, что Ространснадзор собирается приостановить полёты «Когалымавиа» уже в понедельник 2 ноября.
На самом деле, речь не идёт о приостановке деятельности нашей авиакомпании. Ространснадзору нужно провести осмотры трёх лайнеров. Мы уже согласовали с ведомством график, чтобы самолёты во время проверки находились на бетоне, а не в воздухе. И сразу после этого они снова выйдут на маршруты.
Сегодня появлялась информация о задержках ваших рейсов. С чем это связано?
И в нашей стране, и в других, куда мы летаем, по понятным причинам усилены меры контроля. Все дополнительные проверки наши воздушные суда и экипажи проходят успешно, но процедуры могут растянуться на 2-3 лишних часа. Пассажиры к этому относятся с пониманием.
Вчера после того, как стало известно о трагедии, среди агентств началась паника, многие ожидали массовых аннуляций туров.
В такой ситуации причину паники понять можно – слишком много неизвестных: что случилось, почему? Масса вопросов. Но люди разобрались, и поэтому у нас сегодня уже практически нет аннуляций. Загрузка очень высокая, и глубина продаж приличная.
Туроператор «Бриско» тоже продолжит свою работу?
Конечно! В 2015 году, несмотря на кризис, в туристическом секторе нашего холдинга мы вышли на очень хорошие бизнес-показатели. Более того, мы даже понимаем теперь, как удержать рентабельность туроператора вне зависимости от влияния на отрасль внешних факторов. В частности, за год рост компании «Бриско» составил 300 %, а экономический результат улучшился в два раза. Мы очень довольны. Но сейчас не время восхвалять свои заслуги, мы усердно работаем над тем, чтобы помочь разобраться в причинах авиакатастрофы, для нас это сейчас – приоритет.