Как коронавирус изменил туризм
На момент подготовки статьи (20 февраля) китайским коронавирусом заразилось более 70 тыс. человек, умерло около 2 тыс. Вакцина не найдена. Китайцам запрещен въезд в Россию, а для россиян закрыта возможность покупки туров в Китай. Спрос упал и на других направлениях. Как туристический бизнес переживет этот коллапс? Мнения представителей отрасли разошлись.
Главная зараза – паника
Специалисты по выездному туризму считают, что проблема раздута. На самом деле дыхание ровное, пульс четкий. Рынок пережил и птичий грипп, и свиной, и атипичную пневмонию. Переживет и Covid-2019. «Самое критичное в этой ситуации – то, что СМИ подогревают истерию. Наши клиенты, к примеру, летали в дальние страны через Гонконг. Теперь не летают. Жаль, но не смертельно», – говорит генеральный директор ART-TOUR Дмитрий Арутюнов.
Эксперты уверяют: россияне не отказываются от отдыха. Вместо Китая едут в другие страны. По словам PR-директора TEZ TOUR Светланы Барановой, многие перебронируют туры в Турцию, Таиланд и ОАЭ. «Да, пляжный Китай был одним из самых востребованных направлений у наших клиентов в зимнем сезоне. Но альтернатива, безусловно, есть», – добавляет Светлана. Туристы ANEX Tour меняют Китай на ОАЭ, Шри-Ланку и Карибы. Сотрудники компании отмечают, что операция по завершению чартеров Azur Air на Хайнань из Москвы, Санкт-Петербурга и семи регионов России с 27 января оказалась неприятной, но «совместимой с жизнью». «Сейчас нет спада продаж ни по одному из наших направлений. Туры на март-апрель продаются по плану», – уточняют в ANEX Tour.
Как отмечают участники рынка, сезон ЮВА заканчивается в марте, поэтому «все уже в лете». Стартовали акции раннего бронирования, и, с точки зрения сотрудников TEZ TOUR, они успешны. Например, объем продаж туров в Турцию превышает прошлогодний в 5 раз, в Грецию – в 4 раза, в Болгарию – вдвое.
И еще одно косвенное подтверждение тому, что у российских туристов выработался стойкий иммунитет к эпидемиям, – очереди на оформление загранпаспортов. Так, в МФЦ Алексеевского района Москвы записаться на подачу биометрических данных в феврале можно было только через месяц: толпа желающих.
Инкаминг на карантине
В сегменте инкаминга картина менее оптимистичная. Отток китайцев начался в январе, а 18 февраля российский премьер-министр Михаил Мишустин подписал официальное распоряжение об ограничении въезда китайских граждан в Россию. Серьезная потеря для рынка въездного туризма. Число путешественников из Поднебесной в 2019 году превысило миллион человек, по данным ассоциации «Мир без границ». Основная доля приходилась на Москву и Санкт-Петербург. Доцент кафедры экономической теории имени Г.В. Плеханова Олег Чередниченко в интервью РИА «Новости» оценил убытки российских принимающих компаний за минувший месяц в 100 млн долларов.
Побочные эффекты коронавируса сказываются, в частности, на музеях Московского Кремля. По информации нашего источника, кремлевские экскурсоводы с января простаивают без работы. Редкие российские группы не могут компенсировать загрузку, которую обеспечивали китайские туристы. В администрации музеев разводят руками – прогнозов нет.
Как уточняют представители российского инкаминга, проблема не только в приостановке сотрудничества с Китаем. В феврале и раньше не было «нашествия» гостей из Поднебесной – низкий сезон. Бизнес подкосил спад мирового турпотока. Директор московского отеля рассказывает: «У нас китайцы занимали примерно 5 % номеров, поэтому их отсутствие не катастрофично. Тем не менее сейчас туристы вообще боятся путешествовать. В том числе просел сегмент MICE, который приносил нам прибыль. Бизнес-проектов стало меньше: наши клиенты откладывают конференции и прочие деловые мероприятия на неопределенный срок». Эксперт добавляет: похожая ситуация и в других отелях, и если в ближайшие пару месяцев эпидемию не погасят, придется признать, что гостиницы на грани.
Генеральный директор компании «Тари Тур» Марина Левченко высказывает точку зрения, что опасно, прежде всего, снижение спроса из стран ЮВА. «Мы преимущественно принимали туристов из Тайваня, Гонконга, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Таиланда», – отмечает г-жа Левченко. По словам спикера, заменить эти рынки другими невозможно. Не те масштабы.
Специалисты по инкамингу полагают, что даже если весной число заболевших коронавирусом пойдет на убыль, турбизнес сразу не восстановится. «После окончания эпидемии нужно минимум 3 месяца, чтобы всё улеглось и туристы снова начали планировать путешествия», – говорит руководитель отдела продаж компании ATC Moscow Инна Нагуманова.
Пока участники рынка надеются на смещение спроса. «Обсуждали этот вопрос на экстренном совещании. Будем принимать туристов не в мае-июне, как раньше, а, скажем, в октябре-ноябре. Предложим партнерским отелям и ресторанам разработать спецпредложения для привлечения клиентов, уговорим их снизить тарифы. Это наш антистрессовый сценарий», – делится Марина Левченко.
Летальный исход
Последствия коронавируса для кого-то и вовсе драматические. Так, в районе ВДНХ, где находятся гостиница «Космос» и хостелы, многие торговые точки в последнее время зарабатывали исключительно на азиатских туристах. Китайский язык здесь звучал чаще, чем русский.
В январе закрылся на длительную реконструкцию магазин «Магнолия», куда недавно с улицы выстраивались очереди гостей из Китая, а продавцы едва успевали выкладывать на полки продукты. С 1 марта прекращает существование «Экономный универмаг для всей семьи». Еще летом его сотрудники признавались: «Только завезли товар, как пришли китайцы и всё раскупили». Теперь работники универмага ищут работу и сетуют, что вариантов почти нет: другие магазины тоже теряют прибыль и не планируют нанимать дополнительный персонал. «Придется возвращаться назад в Гомель», – подытоживает продавщица Оксана.