Последствия трагедии в украинском небе
Трагедия с Boeing 777 Malaysia Airlines в небе Украины с особой остротой подняла вопрос безопасности авиаперевозки, который, бесспорно, коснется многих сфер деятельности, в том числе и туризма. Оставим ракурс «кто виноват» на рассмотрение соответствующих служб. Но то, что последствия окажутся ощутимыми, несомненно.
Ракета сбила въездной туризм?
Во-первых, может измениться конъюнктура авиаперевозки в Азиатском регионе. Дело в том, что после исчезновения в марте над Индийским океаном другого Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines с 227 пассажирами на борту ее акции просто обвалились, а тут еще одна трагедия. Агентство Bloomberg сообщает, что убытки нацперевозчика Малайзии достигли огромных размеров, и встал вопрос в лучшем случае о его приватизации, в худшем – о банкротстве. Для рынка авиаперевозки, в том числе туристической, это повлечет неудобства с той точки зрения, что базовый аэропорт Malaysia Airlines Куала-Лумпур является крупным хабом, откуда авиакомпания выполняла рейсы практически по всему миру. Впрочем, российский пассажиропоток трудности этой перевозки заденут несильно.
Куда серьезнее скажется эффект, созданный западной пропагандой, если не утверждающей, что самолет был сбит «русскими», то прозрачно намекающей: без Москвы дело не обошлось. И даже если мировым сообществом будут безоговорочно приняты аргументы, доказывающие противоположное, осадок, как говорится, останется, в том числе у тысяч туристов, которые собирались посетить Россию. Таким образом, въездной поток со временем может сократиться.
Комитет межгосударственной безопасности
После трагедии авиакомпании – и иностранные, и российские – одна за другой принимали решение о запрете полетов над территорией боевых действий. В результате начиная со второй половины июля небо почти над всей Украиной на карте, например, сайта Flightradar24.com, отображающей полетную обстановку в онлайн-режиме, выглядело как черная дыра: лишь редкие самолеты украинских рейсов. Зато вокруг, обтекая границы со всех сторон, плотнейший авиапоток, создающий нервозную обстановку. СМИ сообщали о ситуациях, когда один эшелон занимали десяток самолетов, и диспетчерам буквально вручную приходилось в экстренном режиме разруливать опасные сближения.
Как на грех в те же дни обострилось противостояние на Ближнем Востоке в рамках палестино-израильского конфликта. Массовым ракетным обстрелам подверглись территории Израиля. Несколько снарядов разорвались в опасной близости от международного аэропорта Тель-Авива им. Бен-Гуриона. Израильские власти срочно выпустили ноту, в которой перечислялись меры безопасности, гарантирующие бесперебойную работу авиаузла. Однако реакция перевозчиков последовала: европейские и американские авиакомпании приостановили полеты в Тель-Авив, российские тоже, хотя основные – «Аэрофлот» и «Трансаэро» через день-два программы восстановили. Аукнулось и нашим туристам. В течение двух дней несколько десятков из них, прилетевших на экскурсию из Турции бортом Pegasus, не могли вернуться, так как перевозчик отменил израильские рейсы. Но это так, «для картинки», которая, собственно, к безопасности авиаперевозки отношения не имеет.
Насколько все серьезно, продемонстрировал президент а/к Emirates Тим Кларк. 20 июля, через три дня после трагедии над Украиной, он потребовал собрать срочную конференцию авиаиндустрии для выработки единой позиции по поводу катастрофы малайзийского лайнера. «Реакция международного авиационного сообщества должна быть единой. Нужно встать и открыто заявить, что это возмутительно и абсолютно неприемлемо, что мы не позволим использовать нас в качестве мишени в междоусобных региональных конфликтах, которые не имеют ничего общего с авиакомпаниями», – заявил он. Примечательно, что одной из первых откликнулась на призыв главы Emirates «Трансаэро», которая предложила провести конференцию в рамках IATA и разработать на форуме меры, «предпринимаемые как авиационными властями отдельных стран, так и межгосударственными структурами, по обеспечению безопасности полетов и минимизации всех рисков, включая финансовые, для авиаперевозчиков и их пассажиров».
Было бы смешно, если б не было так грустно
И еще один, чисто человеческий, побочный эффект от трагедии с малайзийским «Боингом». Болезнь под названием «аэрофобия» приобретает черты эпидемии. Многие банально стали бояться летать. На этом фоне показательно звучат посты в соцсетях: «…Друг только что приземлился во Внуково, позвонил в гневе, сам не может запостить в соцсети пока, попросил меня. Рейс из Риги, командира воздушного судна зовут Максим. Далее только цитаты: «Мы будем пролетать над Беларусью, ПВО которой защищают нас от Украины и ее ракет». Перед снижением: «Мы начинаем снижение, чтобы приземлиться в столице Российской империи – городе Москве». То же и по-английски. Русские пассажиры собрали данные, чтобы написать коллективную жалобу. На что это похоже? Как такое вообще возможно?» Что это, черный юмор или воспаленное воображение аэрофоба?
Эксперты – о последствиях трагедии
Роман Гусаров, эксперт Комитета по транспорту Госдумы
Что может решить конференция авиаиндустрии под эгидой ИКАО? Выработать механизмы безопасности полетов. Дело в том, что по существующим международным правилам решать, закрывать ли воздушное пространство или нет, – прерогатива государства. Получается, что международное сообщество не может закрыть небо над зоной вооруженного конфликта в одностороннем порядке. Авиакомпании живут по законам коммерции и используют наиболее оптимальные с точки зрения экономики маршруты. Украина, на территории которой идет настоящая гражданская война, посчитала небо безопасным для полетов. И случилось то, что случилось. Таким образом, вина лежит полностью на украинском правительстве – и по международным законам, и по морально-этическим представлениям. Чтобы не допустить в дальнейшем подобных трагедий и внести коррективы в международные правила, и соберется конференция.
Сергей Бураков, независимый эксперт
После трагедии с самолетом Malaysia Airlines говорят об увеличении авиакомпаниями тарифов вследствие дополнительных затрат при облете зоны боевых действий (кстати, пока только «Оренбургские авиалинии» оповестили своих агентов о повышении стоимости по этой причине. – Ред.). Не думаю, что это произойдет массово, – слишком незначительны потери от такого маневра. Во всяком случае, реноме перевозчиков стоит много большего.
Сергей Войтович, гендиректор «Свой ТТ»
Сказать, что рынок въездного туризма рухнул из-за психоза западных политиков в отношении России, было бы преувеличением. Иностранцы едут, но не по причине того, что не верят западной пропаганде, а по весьма прагматичным соображениям: никакого форс-мажора в отношении нашей страны никто не объявлял. Таким образом аннулировать оплаченные туры без больших штрафов зарубежные турфирмы не собираются. Кроме того, за границей принято планировать и бронировать поездку задолго до ее начала. Так что турпоток «по инерции» практически сохраняется. Сейчас документы на визу российские консульства принимают на конец августа. Сезон заканчивается. Что будет в следующем – посмотрим.