И при чем здесь Элтон Джон?
Высокогорная деревенька, где чуть больше тысячи жителей, за 50 лет превратилась в один из самых популярных горнолыжных курортов, принимающих свыше миллиона гостей за сезон. Корреспондент Tourism Story Денис Юлин нашёл человека, который приложил к этому руку, и выяснил, в чём секрет.
Один в поле – воин
В послевоенное время Ишгль был одной из самых бедных деревень в Альпах. Причина кроется в его расположении – на высоте 1400 м урожаи плохие. Выручали картошка и домашний скот, но с едой всё равно были проблемы. Поэтому многие семьи каждый год отправляли детей пешком через горные перевалы на заработки в Германию, так как не могли их прокормить.
Как рассказал корреспонденту Tourism Story член совета по туризму Ишгля, владелец отелей Elizabeth и Madlein Гюнтер Алойс, идея открыть горнолыжный курорт принадлежит его отцу Эрвину, который был не только фермером, но ещё лыжником и горным проводником. Он много путешествовал и видел, как развивается туризм в других странах. И мечтал о том, как сделает родную деревню точкой притяжения туристов, построив фуникулёр на высокогорное плато.
Конкуренты Ишгля жалеют, что у них нет такого визионера, как Гюнтер Алойс.
В 1951 году Эрвин Алойс приступил к реализации своей мечты. Его не смущало ни отсутствие денег, ни расстояние до зоны катания в 4 км. На сбор начального капитала ушло 10 лет. Банкам, согласившимся выделить под проект 10 млн шиллингов, требовались доказательства, что за этой инициативой стоят жители села. Поэтому Эрвину пришлось ходить по домам и умолять, чтобы ему пожертвовали хотя бы 1000 шиллингов. В результате в 1961 году появилось акционерное общество владельцев постоялых дворов, в которое вложились 73 жителя деревни.
В 90-х годах Ишгль сыскал славу зимней Ибицы, где тусовалась золотая молодёжь, бравшая лыжи, только чтобы покрасоваться друг перед другом. В 2000-х курорт стал активно работать над привлечением другой аудитории – пар и семей с детьми. На фото: один из основателей курорта Эрвин Алойс с женой.
Элтон в Ишгле
В 1963 году фуникулёр был построен, и дела пошли в гору. Уже через семь лет курорт принял миллионного гостя, в 1972 году появился второй подъёмник, в 1976-м – третий. Однако пика своей популярности Ишгль достиг в 90-е годы, когда в совет по туризму вошёл Гюнтер Алойс, продолживший дело отца. За его плечами была отельная школа в Инсбруке и работа официантом в Вене, Париже, Лондоне и Лас-Вегасе. В США он работал нелегально и первое время ночевал где придётся. Но зато приобрёл бесценный опыт организации сферы развлечений, который потом очень пригодился.
Войдя в совет директоров Ишгля, г-н Алойс кардинально поменял вектор развития курорта, предложив сделать упор на продвижение за счёт концертов лучших музыкантов мира. «Когда я это сказал, другие члены совета по туризму посмотрели на меня, как на идиота, и посоветовали обратиться к психиатру. Выступление Элтона Джона стоило 3,5 млн шиллингов. У нас таких денег отродясь не было. Я сделал расчёт (конечно, пришлось немного приврать) и доказал совету, что мы получим эти деньги в тот же день при определённом числе зрителей.
Элтону так понравилось в Ишгле, что он ещё раз спел там в 2008 году.
Сначала агент певца отказывался с нами разговаривать: «Из какой деревни? Да кто вы вообще такие, чтобы приглашать Элтона Джона? Пожалуйста, никогда мне больше не звоните!» Но мы не сдавались. В конце концов агент попросил прислать билет на самолёт. Мы арендовали пятисотый «Мерседес» и привезли его в Ишгль. Погода была на нашей стороне – стоял солнечный день. Увидев сцену в окружении белоснежных вершин, в которых бликовало солнце, агент тут же позвонил своему боссу и убедил выступить в горах», – резюмировал Алойс.
Благодаря Элтону Ишгль прогремел на весь мир – его концерт освещали более 500 журналистов и 50 телеканалов. Следом сезон катания закрывали Тина Тёрнер, Боб Дилан, Стинг, Мадонна, Scorpions, Deep Purple и другие популярные исполнители. По словам директора компании Alpin Holiday Елены Брюггер, концерт звезды мирового масштаба – это находка, которая из года в год позволяет им продлевать сезон до 1 мая. В то время как большинство альпийских курортов закрываются сразу после Пасхи, Ишгль ещё месяц работает в прибыль.
Имидж – всё!
По мнению директора по продажам и маркетингу Melur Destination Management Ольги Аксёновой, главное преимущество Ишгля перед другими австрийскими курортами в том, что им владеют местные жители. Они до 2015 года отказывались от прибыли и вкладывали её в развитие туристической инфраструктуры. В результате теперь почти все подъёмники в Ишгле с подогревом сидений и козырьками, а на склонах гарантирован снег благодаря 1,5 тыс. снежных пушек.
Кроме того, курорту удаётся поддерживать имидж модного места. Ишгль постоянно работает на привлечение состоятельной аудитории. Первоначально это была золотая молодёжь. Из альпийского городка сделали зимний аналог Ибицы – открыли франшизы клубов Pacha и Coyote Ugly, а многие отдыхающие за неделю ни разу не брали лыж в руки. Такого не было ни на одном другом горнолыжном курорте.
К 2000 году Ишгль начал отходить от этой концепции – местным жителям не нравились гуляющие по улицам толпы подвыпивших гостей, которые создавали много шума. Чтобы решить проблему, они ввели штраф за хождение в горнолыжных ботинках по центру города после 8 часов вечера. Одновременно с этим апре-ски бары скорректировали своё расписание и к 17-18 часам трансформируются в рестораны a la carte, а танцы продолжаются в нескольких ночных клубах с хорошей звукоизоляцией. И по сей день курорт развивается в сторону лакшери-сегмента. Отели проходят реновацию, строят бассейны, спа-центры, вкладываются в комфорт своих гостей.
По мнению экспертов, Ишгль привлекает туристов неординарностью, технической прогрессивностью и уникальным расположением. Но его создатели считают, что ключевую роль в росте его популярности сыграли всё-таки концерты – они придали Ишглю уникальный шарм. «Теперь я говорю, что мы работаем не в сфере туризма, а в сфере развлечений», – улыбается г-н Алойс.