Что представляет собой аэропорт Кишинёва и подходит ли он для транзита
Билеты на прямые рейсы из России в Европу дорожают в цене из-за слабеющего рубля. В условиях экономии особенно актуальными становятся стыковочные рейсы в европейских хабах, в число которых уже давно пытается пробиться сравнительно маленький аэропорт в Кишиневе. По приглашению ассоциации туристических компаний Молдовы корреспондент HotLine.travel провел тест-драйв этой воздушной гавани, выяснил, сколько длится самая короткая стыковка и почему ее неплохо было бы продлить.
Молдавский «Схипхол»
Аэропорт Кишинева с виду чем-то напоминает Жуковский – такой же компактный, аккуратный и ухоженный.
Однако это тот случай, когда за минимализмом скрыты впечатляющие транзитные возможности. Так, минимальное время стыковки в кишиневском аэропорту – всего 35 минут. Для сравнения – в Шереметьево для пересадки с рейса на рейс пассажиров «Аэрофлота» потребуется 1 час 15 минут. По скорости прохождения паспортного контроля и перегрузки багажа Кишинев не уступает таким крупным хабам, как Хельсинки или Амстердам.
Летом нацперевозчик Молдовы Air Moldova выполняет до 50 рейсов в день по 27 направлениям. Благодаря удобному расписанию (рейсы из Москвы прибывают в Кишинев в 6, 11.40 утра, 18.20 и 00.50) у пассажиров есть возможность как для быстрой стыковки, так и для более длительной – если возникнет желание посмотреть город, в котором почти три года в ссылке провел молодой Пушкин, или попробовать местного вина в самых длинных в Европе винных подвалах, где есть даже личная ячейка Владимира Путина. Не зря ООН назвала Молдову «Мировой столицей винного туризма 2018 года».
Помимо Москвы Air Moldova также летает в Санкт-Петербург, Краснодар и с недавнего времени – еще и в столицу Урала, Екатеринбург.
По данным перевозчика, наибольшей популярностью среди его транзитных пассажиров пользуются рейсы в Италию. У авиакомпании хорошая разлетка по этой стране, включающая семь городов (Рим, Милан, Венецию, Флоренцию, Турин, Верону и Болонью). Есть рейсы и по другим популярным туристическим направлениям: Стамбул, Ларнака, Афины, Лондон, Мадрид, Париж, Вена, Брюссель. Среди необычных можно также выделить Дублин и Лиссабон.
Итак, на кого же рассчитан транзит через Кишинев? В первую очередь на тех, кто хочет сэкономить на перелете в Европу. Ведь не секрет, что стоимость билетов со стыковкой ниже, чем на прямые рейсы.
Тарифы – не единственная мера по привлечению транзитных пассажиров. Кишиневский аэропорт постоянно модернизируется и улучшается с точки зрения удобства. Так, недавно был построен новый транзитный коридор с лифтом для маломобильных пассажиров, который сократил до минимума время пересадки с одного рейса на другой. В зоне выхода на посадку в 2014 году на стене разбили вертикальный сад и открыли электронную библиотеку. С помощью мобильного приложения и бесплатного wi-fi пассажир может на три дня арендовать одну из 850 тысяч книг на 12 языках.
Кстати, приятным бонусом для транзитного путешественника, который решил задержаться подольше, будет отсутствие языкового барьера – в Молдове все прекрасно говорят по-русски.
Two beers or not?..
Да и рассказать, в общем, тоже есть кому и есть о чем. Так что несмотря на молниеносность таможенного контроля, одна из самых распространенных здесь форм транзита – длительный, с целью посмотреть страну и ее столицу. Аэропорт плотно сотрудничает с туристическими компаниями Кишинева по организации экскурсий для транзитников. Сейчас они проводятся за символическую плату, однако руководство авиаузла не исключает, что часть скоро станет бесплатными – переговоры по этому поводу ведутся.
Существует и возможность спонтанной экскурсии – если пассажир только приземлился и не знает, чем ему заняться, машина будет подана в течение 10–15 минут, пока он проходит контроль. В зависимости от количества свободного времени он может рассчитывать на полноценный тур по основным достопримечательностям города с посещением Криковских винных подвалов (3–4 часа), а также историко-археологического комплекса «Старый Орхей» (5 часов и более). Если транзит составляет только 2,5 часа, то можно ограничиться и одними подвалами. Главное – не переусердствовать во время дегустации.
Но даже если это и произойдет, трансфер от аэропорта до каждой из достопримечательностей и обратно занимает не более 20 минут, а к каждой экскурсии прилагается гид, который не даст вам заблудиться в винных погребах длиной свыше 100 км и вовремя вернет в аэропорт. Стоимость индивидуальных двух-трех- или четырехчасовых туров начинается от 20–24 € за человека или от 40–50 € за группу от двух до четырех человек.
Старый Орхей представляет собой большой каньон, в котором расположены раскопки городища Золотой Орды Янги-Шехр, а также православные скальные монастыри и аутентичные деревни, где можно попробовать национальную кухню Молдовы – мамалыгу, суп «зама» и плацинды – национальные лепешки с начинкой.
Что примечательно – и в этом еще одна особенность транзита через Кишинев – если времени между рейсами очень мало, все вышеперечисленные пункты меню можно попробовать, не выходя из кишиневского аэропорта. Представители авиаузла с гордостью говорят о том, что он стал вторым в Европе, где открыта крафтовая пивоварня (первый – Мюнхенский). Причем не просто пивоварня, но и качественный ресторан национальной кухни по совместительству – все блюда и закуски к пиву там собственного производства.
Как рассказал основатель ресторана Lumencraft Вячеслав Цернет, идея открыть пивоварню прямо в аэропорту родилась спонтанно. «В аэропорту проще донести до потребителя наш продукт – так как там его (потребителя) много. Мы пытались запускать наше пиво в бары в городе, но потом отказались от этой затеи, так как на чужой площадке трудно контролировать качество. Нужно должное внимание уделять санитарии, у многих это уходило на второй план. У нас живое, нефильтрованное и непастеризованное пиво, это создает определенные трудности его хранения. Теперь оно продается либо здесь, либо с доставкой по городу через Интернет», – рассказал Цернет.
Пиво дешевое (пинта пива стоит чуть меньше 2 €), но необыкновенно вкусное. Про качество пива в кишиневском аэропорту можно говорить долго, но я бы сказал так – только ради него стоит транзитом лететь через Кишинев в Европу!