6 декабря в Санкт-Петербурге в рамках воркшопа «Лицом к лицу» состоялось неординарное событие – тест-драйв авторских экскурсий, отмеченных жюри в городском конкурсе «Туристическая витрина – 2022», а затем разбор программ сообществом турбизнеса. Обсуждение трендов развития экскурсионного туризма прошло в духе мозгового шторма – информативно, насыщенно, вдохновенно. Еще бы – в дискуссии участвовали гиды, туроператоры и турагенты, находящиеся под впечатлением от посещенных маршрутов.
6 декабря в Санкт-Петербурге выдался холодным и снежным. Тем не менее ни один экскурсант не сошел с дистанции, все участники вместе завершили свои двух-трехчасовые погружения в историю и культуру города, судьбы его знаменитых жителей.
В тест-драйве представили свои авторские проекты Артем Даценко «Кронштадт глазами Галины Вишневской», Юлия Юдина «Тройка. Семёрка.Туз. Тайны Пиковой дамы», Мария Родина «Собор – как камертон эпохи», Марина Атмаджева «Прогулка со смыслом “Между цветными мостами”», Светлана Канаева «Памятник тщеславию, или Гибель Чёрного консула», Николай Иванов «Петербургская гостиная “За кулисами времени” в особняке Румянцева».
Несмотря на то что экскурсионная программа проводилась для искушённых профессионалов турбизнеса, впечатления участников оказались эмоциональными и восторженными. Спрашивается, почему? Очевидно, их разработчики попали в точку – представили современный взгляд на подход к проведению экскурсий. Артем Даценко сформулировал его так: «Гибкость, разнообразие, авторский нестандартный взгляд как на новые объекты, так и на классические маршруты».
Тема трендов развития экскурсионного туризма очень актуальна для Санкт- Петербурга. Исторически турбизнес города был ориентирован на иностранных гостей, сейчас для подстройки под соотечественников нужно многое менять – расширять тематику маршрутов, добавлять в контент больше эксклюзивной информации, пересматривать подходы и форматы экскурсий.
Среди трендов – отказ от жесткого тайминга и расписания программы, возможность вносить коррективы в маршрут по ходу движения, учет желания заказчиков путешествовать «в своем темпе». Юлия Юдина уверена: «Современному гиду очень важно ориентироваться на сиюминутный интерес гостя». Ее дополняет коллега Светлана Канаева: «Если говорить о трендах, основных перспективных направлениях развития туризма, предложениях новых маршрутов, то лично я уверена, что востребовано будет всё, что предлагается, только бы экскурсовод преподносил это с душой и искрой своего внутреннего огня».
Приоритет эмпатии, вовлеченности гида на встрече 6 декабря отмечали и гиды, и эксперты турбизнеса. Они также говорили о необходимости рассматривать каждую программу не как конечный продукт, а как отправную точку для развития. Марина Атмаджева поделилась своим опытом: «Очень актуальны тематические экскурсионные абонементы или сериальные экскурсии, которые включают 2–3 экскурсии с интригующим продолжением». Дмитрий Геращенко (главный специалист организационного отдела СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро») продолжает: «Турист становится более искушённым, ждёт новизны и ярких впечатлений от повторных поездок, от своего рода путешествия-сериала». Здесь открывается новый план: авторские экскурсии для небольших групп, включение в классическую программу новых актуальных объектов показа. Пример – «Новая туристская география Петербурга», ее представители приняли активное участие в воркшопе. Они отмечают, что интерес к новым достопримечательностям увеличивается.
Еще один любопытный тренд назвали участники встречи и емко сформулировала Юлия Юдина: «Гостям интересны персоны. Не сборная солянка из фактов и разнородных событий, а последовательный, ёмкий, красочный рассказ об интересующей их личности. Поэтому обзорная классика в моих продажах явно уступает авторским экскурсиям о литераторах или исторических деятелях».
По мнению Игоря Воеводского (генеральный директор Агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА»), благодаря таким проектам, как воркшоп «Лицом к лицу», «Турвитрина», при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга и Городского туристско-информационного бюро туроператоры смогут подготовить и обновлять продукт, включающий наряду с базовыми также и авторские, эксклюзивные экскурсионные программы конкретных гидов. Это создаст основу для большего сотрудничества туристов с турбизнесом на внутренних направлениях.