Малый город России решил привлекать туристов моржеванием и мотокроссом
Пожалуй, самый популярный туристический маршрут и бренд России, Золотое кольцо, решено расширить. 14 февраля на заседании в Министерстве культуры в него официально включили город Углич. Власти рассчитывают, что это позволит еще больше увеличить поток туристов.
Накануне в Углич пригласили журналистов, чтобы показать, как эта задача решается уже сейчас. Об этом – в репортаже корреспондента HL.
Пляжный сезон в Угличе стартовал в феврале
Уже сегодня Углич не обделен вниманием путешественников – по данным местного туристическо-информационного центра, в прошлом году город посетило более 405 тысяч туристов. Такая массовость достигается во многом благодаря удачному расположению – он находится на пути круизных теплоходов из Москвы в Санкт-Петербург в том месте, где Волга делает крутой поворот в 90 градусов. То есть «на углу» – есть версия, что поэтому Углич так и называется.
Город активно работает над тем, чтобы эти цифры росли. Для привлечения туристов, как и в других малых городах России, здесь используется событийный туризм. Чтобы хоть как-то выделиться из общей массы (по словам иностранцев, щи и церкви им уже приелись) – руководство города решило развивать ЗОЖ-туризм, добавив в туристические программы пропаганду здорового образа жизни. Как убедились участники пресс-тура, эта идея стала лейтмотивом фестиваля «Зимние забавы», прошедшего в Угличе 10–11 февраля. Фестиваль проводился 12-й год и уже завоевал статус национального события – в этом году, по данным организаторов, его посетило более 7000 зрителей из 8 регионов и 25 городов России.
По словам главы Угличского района Анатолия Курицина, «Зимние забавы» рассчитаны в основном на местных жителей и преследуют назидательную цель – привить детям тягу к здоровому образу жизни. «Сильная Россия – значит, здоровая. Вот, пожалуйста – тут и горки, и всё остальное. Фестиваль семейного и активного отдыха потому так и называется, что он мотивирует почаще выходить на свежий воздух, больше общаться и заниматься спортом», – заявил Курицин.
Программа фестиваля тоже создавалась по принципу «В здоровом теле – здоровый дух». Изюминкой «Зимних забав» стали соревнования по плаванию в открытой воде. Самому юному моржу фестиваля Роману Кабанову исполнилось 14 лет. После соревнований окунуться в ледяную воду предложили всем желающим, но таких оказалось немного, несмотря на установленную неподалёку от проруби мобильную баню.
Разнообразив программу, организаторы фестиваля пытались таким образом привлечь разные категории участников. И это им отчасти удалось – на соревнования приехали команды из соседних областей и гости из Москвы, в том числе матёрые моржи. Один из них – житель Иваново Дмитрий Балабанов недавно установил несколько рекордов – по пребыванию в сугробе без одежды (100 минут) и в ледяной воде без движения (2 часа). Еще один морж Василий Смирнов вместо купания весь день провел в плавках на морозе. По его словам, это несложно, главное – держать в тепле голову и руки.
Тем, кто не решился открыть пляжный сезон в феврале, тоже было чем заняться. Благо в число «Зимних забав» вошли не только классические катания на санках и «ватрушках», лепка снеговиков и игра в снежки. В частности, в рамках фестиваля состоялся этап кубка Поволжья по снегоходному спорту, на который съехалось более 200 спортсменов со всей России. В этом году впервые в программу вошли заезды для детей.
Среди зрителей наиболее популярными были соревнования по мотокроссу. Гонщики взмывали над землей на несколько метров и поднимали на поворотах клубы снежной пыли.
На фестивале традиционно было много развлечений для детей – их катали на снегоходах, собачьих упряжках и «мотособаках». Ростовые куклы-снеговики звали согреться с помощью танцев.
Взрослым тоже было на чем покататься – за небольшую плату приглашали проехаться на банане или параплане. Ну и, конечно, очередь за медовухой и глинтвейном никогда не заканчивалась, что не очень вписывалось в оздоровительную концепцию фестиваля. В любом случае многие и так позаботились о своем хорошем настроении заранее.
Присутствующая на мероприятии полиция держала ситуацию под контролем.
Ключ к успеху – не стоять на месте
Как говорят организаторы, здоровый образ жизни в Угличе проявляется в организации не только фестивалей, но и экскурсий – неспроста все они пешеходные. «У нас прогулка по Угличу занимает 3 часа и составляет суточную норму пешеходной активности – 10 тысяч шагов. Мы замеряли по шагомеру! А длина новой набережной, которую мы скоро построим, будет 4 км. Прошелся туда-обратно – тоже фитнес», – добавляет заместитель главы администрации Угличского района по туризму Юлия Воронова. В планах также обустроить пешеходную улицу и по максимуму сохранить исторический облик города.
По словам Вороновой, для роста турпотока этого мало, нужно постоянно предлагать что-то новое, чтобы посетители города, большинство из которых ненадолго сходит на берег в рамках речных круизов, захотели вернуться.
Задача не из простых, учитывая, что запросы туристов растут. Гости, заплатив деньги за вход в какой-нибудь «музей утюга», чувствуют себя обманутыми.
Надо отдать должное Угличу – там работают над тем, чтобы качество экскурсионного обслуживания повышалось. Город первым в Ярославской области ввел официальную систему аккредитации экскурсоводов с повышением квалификации. Как показала экскурсия в Музей городского быта, расположенный в купеческом доме XIX века, местные гиды ушли от классических перегруженных историческими фактами лекций к интерактиву. Помимо богатой экспозиции, музейные работники подготовили для гостей целый спектакль, в котором посетители испытают на себе ораторское мастерство базарного торговца XIX века и спляшут с цыганами под бешеные ритмы гитарных композиций.
Возвращаясь к тому, как и чем привлечь туристов. Фестивали – не панацея. Главная проблема таких праздников – в их локальном масштабе: вряд ли кто-то поедет за 250 км смотреть на купание моржей или мотогонки. Тенденцию подтверждает статистика – в 2017 году лишь 70 из 400 тысяч человек осталось в Угличе с ночевкой. Кстати, цифра в 400 тысяч человек, хоть и выглядит огромной, увы, не оборачивается гигантскими поступлениями в бюджет. В прошлом году город заработал на туризме 12 млн рублей в виде налогов – т. е. всего 30 рублей с каждого гостя. Получается, что туристам просто не на что тратить деньги, у них нет стимула задержаться.
Всё сводится к тому, что городу не хватает банально разнообразия отдыха. Ну сходил ты в музей, ну покатался на «ватрушке». Что дальше? Чтобы увеличить средний срок пребывания туриста в городе, нужно существенно расширить число вариантов развлечений. Пока этого не произойдет, Углич, как и другие города Золотого кольца, останется лишь частью сборных экскурсионных туров по маршруту или поездок выходного дня для жителей близлежащих городов.