logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 06 декабря 2013

ITочка кипения

Компании, развивающие сервисы по онлайн-бронированию гостиничных и транспортных услуг, выходят на новый виток конкуренции.

Интернет-ретейл в туризме: этюд в багровых тонах

Компании, развивающие сервисы по онлайн-бронированию гостиничных и транспортных услуг, выходят на новый виток конкуренции. У одних рентабельность резко снижается, у других вообще стремится к нулю.

Сокращение затрат, уход с рынка, альянсы и поглощения, поиск новых конкурентных преимуществ и невозделанных ниш… Что сработает?

ITочка кипения

Откуда дровишки?

Конструктивная особенность этого рынка заключается в том, что здесь практически все продают одно и то же. Кто специализируется на отелях, тот предлагает на своих ресурсах контент Gullivers, Travco, HotelBeds, Miki Travel и ряда других глобальных дистрибутивных систем (GDS). Транспортники, соответственно, аккумулируют ассортимент профильных GDS: Galileo, Sabre, Amadeus, Gabriel, «Сирена-Tрэвел».

То есть продуктом выделиться сложно, технологии тоже похожи. Стало быть, в борьбе за пользователя на первый план выходит цена. Особенно в гостиничной сфере, где комиссия от поставщиков всегда была выше, а потому имелся простор для маневра.

Ценовые войны идут здесь с тех пор, как наряду с системами b2b, которые принадлежат в основном офлайновым туроператорам (UTS, «Карлсон Туризм» и др.) и крупным билетным агентам («Випсервис», «Альянс-Трэвел», «Авиа Центр» и др.) начали появляться сервисы бронирования b2c типа Oktogo и «Островок» в гостиничной сфере или OneTwoTrip и anywayanyday в части транспорта. Ассортимент из того же «джентльменского набора» GDS они выдали на прямого клиента, по тем же ценам, что и для профессиональных участников рынка. А зачастую и дешевле. Привлеченные средства позволяли войти в рынок жестко, при этом была конкретная цель – быстро достичь максимальных объемов, рентабельность отодвинулась на второй план. «Компании, которые развиваются на внешние инвестиции, а не на средства, полученные вследствие долгой истории работы на рынке, втягивают игроков традиционной формации в агрессивную ценовую борьбу за клиента», – говорит Владимир Демин, директор по продвижению системы бронирования отелей Hotelbook (проект UTS Group).

«Эта борьба выражается в раздаче агентам неадекватных комиссионных – до 18%, которые достигаются, естественно, сокращением собственной маржи системы бронирования, – продолжает тему Андрей Котельников, гендиректор «Отельдискаунта». – Еще год назад я считал, что нам удастся оставаться в стороне от этого процесса. Но пришлось сокращать свою наценку, чтобы сохранять конкурентоспособность. Думаю, ситуация будет усугубляться – возможно, не за горами тот час, когда игроки нашего рынка скатятся на рентабельность 3% и не смогут покрывать собственные издержки».

Между тем у широкой публики есть вопросы о финансовом состоянии инвестиционных стартапов. После банкротства Travelmenu продвинутый пользователь усилил бдительность. В интернете мелькают статьи на тему «А правда, что Oktogo готовится к уходу с рынка?», «А как дела у «Островка»?» CEO компаний бодро отвечают: «Все о’кей». Но тот же «Островок», например, летом сократил значительную часть персонала и вообще начал вести себя скромнее. Очевидно, инвесторы стали интересоваться не только объемами бизнеса, но и финансовыми результатами.

Глобальное обнуление

В билетной сфере аналогичные процессы усугубляются планомерным снижением агентского вознаграждения от перевозчиков. В январе «Аэрофлот» вообще отменит комиссию – и по своим последствиям это «глобальное обнуление» для рынка будет сопоставимо с падением гигантского метеорита: какие-то виды не выживут.

Тем более что в данный момент снижение маржи не получается компенсировать увеличением объемов. «В последнее время продажи у активных игроков росли на 40–50% в год, – говорит Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix.ru. – Но вот уже несколько месяцев, как люди придерживают деньги – это заметно во многих сферах ретейла. Нельзя жить в отрыве от общих экономических процессов в стране».

Этот «этюд в багровых тонах» хочется подытожить вопросом: какие пути дальнейшего развития видят для себя участники рынка?

Во-первых, развитие темы динамического туроперейтинга. Для этого нужно отходить от узкой специализации на транспорте или отелях и стремиться к универсальности. «Альянс-Трэвел» и «Випсервис», например, двигаются в этом направлении посредством интеграции с крупным игроком смежной сферы: гостиницы на их ресурсах представлены ассортиментом Oktogo. «Авиа Центр» пошел другим путем – запустил собственный отельный проект Content Inn.

«Во-вторых, надо развивать сервисы по поддержке пользователя – бэк-офисной и финансовой, – продолжает тему Александр Шатов, замгендиректора компании «Альянс-Трэвел» (интернет-проект «Мой Рейс»). – Агенту нужен поставщик, который не только дает актуальный ассортимент и выгодные условия сотрудничества, но также упрощает бизнес – в плане бухгалтерской отчетности, контроля за персоналом, управления продажами. И при этом не требует вложений, депозитов, позволяет при необходимости перечислять деньги уже после состоявшейся продажи».

В-третьих, надо стремиться к преимуществам по контенту и по ценам, уверены в IATI. Сергей Бобков, гендиректор московского подразделения этой компании, отмечает, что в силу своего происхождения она предлагает расширенный ассортимент перевозки восточных и азиатских авиакомпаний, а также гостиницы по своим собственным контрактам помимо отелей, представленных в традиционных GDS.

Новый подход демонстрирует компания «Круизный Дом «МК». «Наши технологии позволяют бронировать в реальном онлайне тур, состоящий из разных сегментов: круизов ведущих иностранных и российских компаний, отелей и других сопутствующих услуг. Формируется единый заказ в «личном кабинете» пользователя. Таких проектов во всем мире не больше трех», – говорит Екатерина Илюшина, коммерческий директор «Круизного Дома «МК».

Сoming soon

Разработка целины – дело благодарное, хотя и осложняется некоторой инертностью клиентского и агентского сознания. Впрочем, вся сфера e-commerce в России – одна сплошная целина, если смотреть с Запада, где доля онлайн-продаж в сфере туризма несоизмеримо выше. Эксперты прогнозируют, что уже в следующем году состоится пришествие в Россию ряда крупных зарубежных интернет-ретейлеров, которые быстро изменят ландшафт этого рынка.

Терминал – в светлое «сегодня»

Слово онлайн в туризме до сих пор можно ставить в кавычки, потому что слабо развиты технологии электронных взаиморасчетов. В частности, такая удобная вещь, как терминальные платежи, не для всех приемлема, потому что зачастую не позволяет агенту проводить сделку у себя по бухгалтерии. Ведь терминал – это средство взаиморасчетов между юрлицом и физлицом, а никак не между двумя юрлицами. Но прогресс, как говорится, не стоит на месте. В частности, платежная система Pay.travel практикует технологию, при которой посредник может официально участвовать в сделке. «На нашем терминале есть специальная опция, с помощью которой клиент перечисляет деньги не напрямую туроператору, а турагенту, в чьем офисе покупает тур, - комментирует Алена Баженова, руководитель отдела развития Pay.travel. - Средства поступают на счет посредника, и тот уже через банк-клиент рассчитывается с поставщиком». Важная деталь, тем более что при такой схеме исключаются все спорные вопросы по части фингарантий.

  • Обзоры технологий
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

«Турвизор» представил новый сервис «Найти дешевле» для быстрого подбора более выгодного тура
«Турвизор» представил новый сервис «Найти дешевле» для быстрого подбора более выгодного тура

Обзоры технологий

15/07/2025
Эчпочмак на связи: MTC Travel представил гастрогид по Казани
Эчпочмак на связи: MTC Travel представил гастрогид по Казани

Обзоры технологий

27/11/2024
«Получила больше, чем ожидала»: как HomeOffice упрощает работу турагентов
«Получила больше, чем ожидала»: как HomeOffice упрощает работу турагентов

Обзоры технологий

21/11/2024
Чат-бот для туриста при поиске авиабилетов – помощник или пустышка
Чат-бот для туриста при поиске авиабилетов – помощник или пустышка

Обзоры технологий

01/07/2024
Как турагенту найти красивое фото и не стать жертвой иска
Как турагенту найти красивое фото и не стать жертвой иска

Обзоры технологий

19/01/2024
Зарубежная виртуальная карта для онлайн-платежей: в чем подвох
Зарубежная виртуальная карта для онлайн-платежей: в чем подвох

Обзоры технологий

04/10/2023
Топ приложений, которые облегчат жизнь и отдых в Таиланде
Топ приложений, которые облегчат жизнь и отдых в Таиланде

Обзоры технологий

11/02/2022
FIT-туризм: какие технологии облегчают жизнь турагентов?

Обзоры технологий

17/12/2019
Система быстрых платежей: к чему готовиться турагентствам

Обзоры технологий

12/12/2019
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение