Обзор маршрутов и вариантов перелетов
В расписании аэропорта Внуково на днях появился новый маршрут: туристы могут напрямую полететь в Багдад авиакомпанией Fly Baghdad. Ирак считают перспективным туристическим направлением благодаря многочисленным историческим достопримечательностям. Редакция выяснила, куда лучше приехать и что посмотреть в стране, где еще несколько лет назад шли ожесточенные бои.
В Багдаде все спокойно
Известная многим фраза из сказки про Аладдина долгие годы была не актуальной – туристы обходили Ирак стороной из-за постоянных войн. О том, как изменилась ситуация, рассказал подписчик телеграм-канала «Крыша ТурДома» и организатор туристических групп Николай Баландинский.
«В плане безопасности Ирак сегодня не опаснее, чем соседний с ним Иран. Мне неизвестно о каких-либо инцидентах с туристами за последнее время. Хотя порой бывают и теракты, и стычки на религиозной почве среди местных жителей.
На дорогах и в городах – многочисленные блок-посты, на них фиксируют передвижение иностранцев и при необходимости военные и полицейские готовы предоставить им поддержку. При этом в иракском Курдистане этого практически нет – там больше свободы передвижения.
Страна заинтересована в развитии туризма. Например, Ирак ввел выдачу виз по прилете. Путешествовать лучше группами на арендованном транспорте. Обычная практика – поездки с местным гидом, который в том числе общается с местными властями и жителями. На вопрос на любом языке вы получите ответ лишь на арабском, в Курдистане – еще и на курдском.
Поездка в Ирак – это для любителей древностей: интересно увидеть Месопотамию, которую учебники истории называют колыбелью первых известных нам цивилизаций. Что важно – надо заранее получать разрешение на посещение каждой археологической зоны. Пропуск выдает Министерство культуры Ирака.
На мой взгляд, можно планировать три типа маршрутов. Первый – большой тур по всей стране. Начинать советовал бы от Басры на юге через все Междуречье – Урук, Ур, Вавилон, Багдад, Самарра, Мосул и далее в Курдистан. В этом случае потребуется только виза Ирака, действующая на всей стране. Ее стоимость – около 78 долларов, для получения нужен загранпаспорт, действующий не менее 6 месяцев.
Другой вариант: прилететь в Эрбиль – столицу автономного Курдистана. Тоже интересное направление, оптимальные программы рассчитаны на 5–7 дней. В регионе смешение разных культур: христианские монастыри, святилища езидов – курдской религии, мусульманские минареты, древние города.
Есть одна особенность: по прилете в Эрбиль получают региональный вариант визы, с которой за пределы автономии не уедешь. На границе с основной территорией Ирака полноценный КПП, и без иракской визы не пропускают. В этом случае оформить ее надо заблаговременно в посольстве страны в Москве. Таким образом, туристу надо заплатить уже за две визы.
Однако иностранцев здесь ждут. По моим сведениям, на конец октября Министерство туризма Курдистана предлагало устроить рекламный тур на 4 дня для туроператоров и турагентов всего за 100 долларов. Получившим приглашение надо было приобрести авиабилеты до Эрбиля и заплатить за визу. Но желающих не нашлось. Может, они плохо рекламировали?
Третий тип маршрута – прилететь в Багдад и поехать в экскурсионные туры либо на север, либо на юг.
В Ираке туризм ограничен мерами безопасности, поэтому не в каждой гостинице и даже не всех городах разрешают размещать иностранцев. Отель должен быть в списке Минтуризма. Как правило, они хорошего уровня, но до европейских тех же 5* не дотягивают. В целом иракцы пытаются представить страну с лучшей стороны перед иностранцами. Например, Мосул практически полностью разрушен, но пара хороших гостиниц там сейчас есть».
Памятники Междуречья
Багдад с населением около 9 млн человек – немыслимый для пешего туризма. Для осмотра исторических памятников и интересных музеев нужен транспорт. Среди них – Национальный музей Ирака с артефактами из глубины веков и Дворец Аббасидов с восьмивековой историей. Для шопинга едут в Baghdad Mall и другие крупные ТЦ, где представлены мировые бренды.
Расплачиваться лучше в иракских динарах: в центре города много обменников, предпочитающих доллары. Текущий официальный курс – 1,3 тыс. иракских динаров за 1 доллар, но можно найти и лучшие предложения. В пабликах называют соотношение 1:1,5 тыс. динаров.
В сотне километров южнее столицы – руины Вавилона. Туристам показывают остатки дворцов и храмов, по которым когда-то ходили легендарные правители Навуходоносор и Хаммурапи. Где-то там было создано одно из семи чудес древнего мира – Висячие сады Семирамиды. Из сохранившихся построек есть только дворец Саддама Хусейна, который доступен для осмотра.
Еще южнее – шумерский город Ур. Вся его территория – большие археологические раскопки. До наших дней сохранился лишь большой зиккурат – культовое сооружение, построенное 4 тысячелетия назад.
Недалеко от Персидского залива расположена Басра. За 60 веков город видел шумерское, вавилонское, ассирийское и другие древние царства. В его окрестностях что ни поселение, то легенда. По одной из них, в парке городка Эль-Курна есть реликвия – так называемое Древо познания добра и зла, то самое, яблоком с которого угостились Адам и Ева.
А еще Басра – нефтяной район, отчего там немало богатых и красивых кварталов. В парке развлечений есть даже небольшая копия Эйфелевой башни.
На севере страны – нефтеносный Киркук, который считает своим достоянием автономия Курдистан со столицей Эрбиль. Благодаря нефтяным деньгам этот город развивается, хотя по своему виду он все так же остается похожим на многие другие на Ближнем Востоке: мало зелени и плотная застройка.
В центре – древняя цитадель, представляющая собой окружность из зданий вместо крепостной стены. Первые поселенцы на высоком холме появились 4 тыс. лет до нашей эры. А сейчас там царит запустение: после реставрации части помещений в них открыли несколько музеев, рассказали в чатах туристы.
Город рос по такой же схеме, что и Москва – кольцевой застройкой от крепости. Среди действующих достопримечательностей – минарет Мудафарийя из XIII века, который еще называют Надломленный. И конечно же, какой восточный город без базара: рынок Кайсари – с неимоверно длинной историей.
К северу от Багдада на берегах реки Тигр расположена Самарра, еще одна древняя столица. На трассе в полторы сотни километров туристы проезжают через десяток КПП, где проверяют документы, сообщили в паблике. Но дорога стоит того, чтобы поглядеть на так называемый спиральный минарет Малвия. За тысячу лет он видел немало войн – в начале нынешнего века верхнюю часть повредил взрыв, но затем там провели реставрацию.
До Багдада – 5 часов полета
Между Россией и Ираком восстановлено прямое авиасообщение. Из столичного аэропорта Внуково до Багдада – пятичасовой перелет на лайнере Fly Baghdad. Иракская авиакомпания запустила с 12 октября полетную программу с рейсами по четвергам. Билеты на сайте перевозчика на начало ноября – от 500 долларов туда-обратно. Единственная проблема – отечественные карты не принимают к оплате. С русскоязычной версии сайта для покупки билета перенаправляют на российский поисковик, где нет этого прямого рейса.
Из Москвы в Ирак можно подобрать удобный маршрут со стыковками. Например, на 1–8 ноября есть предложение за 63 тыс. руб. в оба конца с багажом. Перелеты из Домодедово в Багдад – на рейсах Air Arabia с пересадкой в Шардже. В пути – 11 часов.
В иракский город Басра в начале ноября удобный round trip за 121 тыс. руб. На сайте по бронированию на маршруте стоят два перевозчика. Туда – авиакомпания Pegasus Airlines: Внуково – Стамбул – Басра. Обратные перелеты Turkish Airlines. В дороге также по 11 часов.
Можно найти билеты в Басру подешевле – с двумя пересадками: от 87 тыс. руб. с багажом туда и обратно. При вылете из Внуково первая пересадка в Санкт-Петербурге, вторая в Стамбуле, а весь путь – 16 часов. Обратно быстрее – через Доху за 12 часов.
Из Москвы также есть маршруты в Эрбиль. Поиск билетов выдает такую комбинацию: из Домодедово на рейсах Air Arabia со стыковкой в Шардже, обратно на бортах EgyptAir через Каир. На первую неделю ноября билеты в оба конца от 83 тыс. руб., в дороге по 11 часов.
При желании сэкономить и заплатить всего 62 тыс. руб. надо быть готовым к самостоятельной пересадке с регистрацией в стамбульском аэропорту Сабиха Гёкчен. Первый перелет из Внуково на рейсе Pegasus Airlines, второй – на борту перевозчика AnadoluJet. При возвращении порядок такой же.