Легендарный Ту-144 покажут в Казани
Пока депутаты Госдумы решают, продавать «Боингу» русский титан или нет, в Казани возрождают память о достижениях отечественной авиации. В городе создается уникальный музей на базе сверхзвукового советского лайнера Ту-144. Именно на этом самолете работала бортпроводницей Лариса Ивановна, которую безответно хотел главный герой легендарной комедии «Мимино».
Для тех, кто не очень разбирается в самолетах: советский Ту-144 поднялся в небо раньше англо-французского «Конкорда» и возил пассажиров со скоростью 2300 км в час. Это в 2,5 раза быстрее, чем современные лайнеры. К сожалению, побывать на борту удалось немногим. Во-первых, стоимость билета равнялась чуть ли не половине зарплаты какого-нибудь среднестатистического инженера. Во-вторых, в отличие от «Конкорда» наш Ту-144 летал на пассажирских линиях недолго и был снят с эксплуатации из-за низкой рентабельности (слишком много топлива кушал) и двух катастроф. За свою короткую карьеру советский сверхзвуковой лайнер совершил всего 55 рейсов, перевезя 3 284 человек. Для сравнения – на «Конкордах» полетали 2,5 млн пассажиров.
И вот теперь у любителей авиации появится возможность прикоснуться к одному из главных достижений отечественного самолетостроения. Самолёт уже установлен на постамент у Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева (КНИТУ-КАИ) и попал в список ключевых туристических объектов Казани. Правда, официально музей откроется только 31 декабря – спустя ровно 50 лет после первого полета Ту-144.
Институт приобрел лайнер с бортовым номером 77107 в 1984 году. И с тех пор самолет прозябал за глухим бетонным забором на задворках вуза и служил лабораторией для студентов.
Дать самолету вторую жизнь и переселить к новому зданию университета хотели еще в ноябре 2013 года – к 125-летию знаменитого авиаконструктора, под руководством которого был создан Ту-144. Но денег тогда не нашлось, и осуществить затею удалось лишь в 2016 году.
Сначала сняли и перебросили подвижную часть носа, затем крылья. Наконец, в апреле 2017 года фюзеляж лайнера через всю Казань торжественно «проплыл» к новому месту жительства. Перевозка огромной «тушки» по городским дорогам между домами сама по себе была непростой технической задачкой и заняла около 8 часов.
Интерактивный лайнер – главная фишка будущего музея. Ту-144 уже покрасили и снабдили архитектурной динамической подсветкой. По замыслу авторов, вечерами она должна создавать иллюзию лайнера, парящего в небе. Сейчас идёт прокладка коммуникаций и вентиляции. Следующий этап – внутреннее оснащение оборудованием кабины пилотов и залов. В кабине можно будет сесть и порулить, планируется установить симулятор посадки.
Со временем рядом с самолетом должно появиться еще одно здание – с купольным 3D-кинотеатром, лекционным залом, сувенирным киоском, буфетом и другими сервисными помещениями. Республика Татарстан выделила на строительство 35 млн рублей. Его планируется начать уже этим летом. Если всё пойдет гладко, в полную силу технопарк заработает в середине 2019 года.
Формат посещения лайнера до конца еще не определен. Возможно, попасть туда можно будет только в составе организованной группы по запросу. Но в самом университете рассчитывают всё-таки сделать Ту-144 обычным музеем, открытым для всех, без ограничений.