Перевозчики убеждают: они не несут ответственности за срыв стыковки из-за задержки рейса, если перелеты выполняются разными авиакомпаниями. Наверняка большинство пассажиров готовы с этим согласиться: ставить опыты на себе и спорить – себе дороже. А вот один житель Анапы попытался отсудить у «Трансаэро», задержавшего рейс, стоимость пропавшего из-за опоздания и купленного нового билета на «ВИМов».
Ночь и день в зале ожидания
Исковое заявление к авиакомпании «Трансаэро» житель П.Г.Боев подал по месту жительства, в мировой суд города-курорта Анапа, под Новый 2013 год. Он сообщил, что еще 8 февраля 2012 года совершил перелет по маршруту Бангкок-Москва рейсом авиакомпании «Трансаэро». Вылет, запланированный на 13 ч. 25 мин., был задержан и фактически состоялся в 14 ч. 40 мин. В Москву самолет прибыл в 21 ч. 34 мин. Из-за этой задержки Боев опоздал на рейс авиакомпании «ВИМ-авиа», который вылетел из Москвы в Краснодар в 22 ч. 10 мин. Ему пришлось купить новый билет с вылетом только на следующий день, 9 февраля.
Пассажир направил претензию в авиакомпанию «Трансаэро» с требованием возместить ему стоимость билета на рейс, на который он опоздал, и стоимость билета, который был куплен им с вылетом на следующий день. В ответ получил отказ. И теперь просил суд взыскать с ответчика: 6615 рублей убытков, неустойку за нарушение срока по возврату денег за ненадлежащее выполнение услуги в размере 1% от суммы, начиная со дня отказа исполнения его требований ответчиком, и компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей за ночь и почти целый день, проведенные после долго перелета в зале ожидания аэропорта.
В обоснование своих требований П.Г.Боев ссылался на ст.28 закона «О защите прав потребителей», которая устанавливает ответственность исполнителя за нарушение сроков оказания услуг и обязанность возместить убытки, причиненные этим нарушением. Если, конечно, оно не произошло в результате действия непреодолимой силы или по вине потребителя. Однако пассажир утверждал, что он прибыл в аэропорт в положенный срок, за 2 ч. 30 мин. до назначенного времени вылета, а представители авиакомпании причину задержки рейса назвать отказались.
Факт задержи ответчик не оспаривает…
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, но прислал письменные возражения по поводу заявленных исковых требований, где сообщил «о частичном признании исковых требований, а именно в части взыскания разницы между суммой стоимости вновь приобретенного авиабилета рейсом Москва – Краснодар и сбора удержанного авиакомпанией «ВИМ-авиа» при возврате истцом ранее приобретенного неиспользованного билета».
То есть факт задержки вылета и ответственности за убытки истца ответчик не оспаривал. По поводу переноса времени вылета он сообщил, что произошло это по техническим причинам – «в связи с обнаружением неисправности топливного бака №3 воздушного судна, что подтверждается служебной запиской начальника ОАиТ Производственно-диспетчерской службы авиакомпании «Трансаэро» и актом на задержку рейса от 08.02.2012 года».
Суд указал, что в силу ст. 793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. В связи с этим требования истца подлежат частичному удовлетворению: «Истец вправе требовать с ответчика неустойку в размере 1% за каждый день просрочки с 01.03.2012 года по день рассмотрения настоящего гражданского дела (общее количество - 260 дней), что составляет 17 199 рублей (6615 руб. х 1% х 260 дней). Однако сумму эту, в связи с тем, что она эта значительно превышала размер причиненного ущерба – 6 615 руб., суд снизил до 6 000 рублей. Как и компенсацию морального вреда – до 5 000 руб.
Итого суд решил взыскать с авиакомпании в пользу пассажира за ущерб, причиненный срывом стыковки с рейсом другого перевозчика, 17 615 руб.