Как эксперты ломали копья за круглым столом форума ITIF
Круглый стол на тему гастрономического туризма 19 сентября стал финальным деловым мероприятием форума ITIF. Туроператоры, рестораторы, представители власти и общественности полемизировали так эмоционально, что чуть ли не выхватывали друг у друга микрофоны. Всем очевидно, что интерес клиентов к гастрономическим путешествиям растет, это один из трендов рынка. Все хотят на этом зарабатывать. Но…
…Но в нашей стране пока отсутствуют стандарты данного вида туризма, нет общего понимания, что есть гастрономический тур, какие услуги должны в него входить, как их упаковывать и продвигать в клиентской среде. Именно на эти вопросы Татьяна Дмитрова, руководитель оргкомитета ITIF, предложила ответить собравшимся.
Екатерина Шаповалова, координатор федерального проекта «Гастрономическая карта России», высказала мнение, что в России нельзя позиционировать гастрономический туризм как отдельное направление. Это прерогатива Италии, Франции и других стран, где индустрия путешествий находится на гораздо более высоком уровне, местные кухни славятся на весь мир, плюс к тому – потенциальные туристы гораздо более платежеспособны, нежели в России. У нас же следует комплексно развивать гастро-, агро-, эко-, этнотуризм с элементами экскурсионки. Люди хотят в рамках одной поездки увидеть, как продукт произрастает, перерабатывается, применяется в кулинарии, продегустировать его. И через кухню познакомиться с местной историей, культурой и бытом.
Это мнение оспорил Андрей Шишкин, организатор гастротуров по Красной Поляне. С его точки зрения, основной акцент в таких поездках следует делать именно на еде, а всё остальное должно идти легким аккомпанементом, просто для разнообразия и отдыха клиентских желудков.
Наталья Мизина, гендиректор компании «Владинвесттур», поделилась опытом организации поездок выходного дня из Москвы во Владимир и Суздаль. Важен аспект ценообразования, отметила она, классическая программа по такому маршруту стоит 5 900 руб., гастрономический тур, насыщенный дегустациями и мастер-классами, – 8 800 руб., и данный факт нередко клиентов останавливает.
«Гастрономические туры не должны быть бюджетными! Следует позиционировать их как эксклюзивный продукт для искушённой клиентуры, только тогда турфирмам имеет смысл с ним работать», – такое мнение высказала Маргарита Полоник, коммерческий директор Travel Hunter. И добавила, что в рамках подобных путешествий туристы хотят ознакомиться с местными специалитетами, увидеть настоящее традиционное производство, а не специально для них подготовленные объекты и акции.
Говорить о местных специалитетах в нашей стране весьма сложно, заявил Сергей Миронов, владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба». «Все шеф-повара в России ориентированы на европейскую кухню. Банально – на то, чтобы ввести в меню дикого лосося как альтернативу норвежской семге, нам потребовалось много времени и средств. Общались с десятком шефов, опробовали кучу технологий – в итоге достигли нужного результата, но какими усилиями! И так во всём, что касается национальной кухни», – рассказал ресторатор.
Специальный гость форума ITIF – Астамыр Ахба, заместитель министра по туризму Республики Абхазия, – вкратце рассказал о том, как развивается гастрономический туризм в его стране. И отметил, что создавать в данной сфере стандарты, готовить нормативно-правовую базу, разграничивать ответственность перед клиентами всех участников процесса – это действительно первоочередные задачи.
Кроме того, надо обучать гидов, искать харизматичных шеф-поваров, способных общаться с аудиторией, совершенствовать инфраструктуру и сервис, – обсуждение всех этих проблем продолжалось до позднего вечера. Потом была практическая часть круглого стола – дегустация вин, сыров и других традиционных продуктов из Абхазии, сыров от сочинской «Фермы Экзархо», пряников от «Владинвесттура», ставленного меда от суздальского ресторана «Огурец». Участники форума отдали должное угощению и поблагодарили организаторов форума за возможность обсудить важную для всех тему. Да, истина в споре пока не родилась, но обозначились проблемные точки и различные мнения – надо продолжать работу.