Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

К каким последствиям приведет попытка государства зарегулировать Booking.com?

На кону – цены размещения в российских гостиницах

27.08.2021, 13:25
К каким последствиям приведет попытка государства зарегулировать Booking.com?

Известие о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила на Booking.com штраф в размере 1,3 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке гостиничных агрегаторов, вызвала горячее обсуждение на рынке.

Один из ключевых вопросов – откажется ли компания от включения в договоры с российскими отелями невыгодных для них условий сотрудничества, так называемого паритета цен, когда гостиница через свои каналы дистрибуции не может предлагать номера дешевле, чем на Booking.com. «Сейчас для гостиничной отрасли важно исполнение предписания ФАС России об отмене как узкого, так и широкого паритета цен. Мы ждем от Booking.com именно этого, так как действия компании приводят к издержкам для российского гостиничного бизнеса», – заявил порталу TourDom.ru Алексей Кожевников, вице-президент общественного объединения предпринимателей «Опора России». Именно эта организация обратила внимание ФАС на доминирующее положение «Букинга» и нарушение российского законодательства, что послужило поводом к возбуждению дела о несоблюдении Закона РФ о защите конкуренции.

Росавиация и Египет: этому дала, а этому – не дала
Росавиация и Египет: этому дала, а этому – не дала
Дайджест туристических новостей четверга, 26 августа
Еще накануне вечером в редакцию поступила утечка – в Росавиации готовится собрание по распределению рейсов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Поводом стало решение оперштаба утроить квоту из Москвы и с 27 августа добавить вылеты из десятков региональных аэропортов.
HotLine.travel

Между тем на туррынке есть сомнения в том, что крупный по российским меркам штраф вынудит международного гиганта пойти на попятную и начать работать в соответствии с российским законодательством. «Доход Booking.com в доковидных 2018 и 2019 годах составлял примерно 22 млрд долларов. На этом фоне санкция в 1,3 млрд руб. (около 17,5 млн долларов) – сущие копейки. Заплатят, как они это уже делали в других странах, и продолжат прежнюю политику», – не исключает эксперт гостиничного рынка, пожелавший остаться неназванным.

В профессиональном сообществе Фейсбука «Трэвел Президиум», где также обсуждается тема, эксперт в области управления гостиничными активами и инвестициями Роман Еремян напоминает об опыте противостояния Booking.com с госрегуляторами в других странах: «В 2018 году в Турции суд первой инстанции запретил им рекламировать турецкие отели для граждан страны, Booking.com подал на апелляцию, и дело оказалось во второй инстанции. Во франции на них собирались наложить штраф 356 млн долларов, “Букинг” внес залог на такую же сумму, который позволил продолжить спор с антимонопольщиками. Кое-где пытаются ввести спецналог на интернет-бронирования 2–3%, как в Испании и Англии».

Руководитель туроператора «Свой ТС» Сергей Войтович полагает – необходимо делать следующие шаги: добиваться того, чтобы Booking.com локализовался в РФ, открыл здесь полноценное представительство, возможно, даже вошел в Единый федеральный реестр туроператоров, а не позиционировал себя как «рекламная площадка» без всяких обязательств и ответственности согласно российскому законодательству. Только тогда международный холдинг окажется в равных конкурентных условиях с российскими участниками туррынка. 

В телеграм-канале «Крыша ТурДома» новость о наложенном на Booking.com штрафе собрала более 300 откликов. Превалируют скептические комментарии: «Повысят комиссию, увеличат цены. Этим всё и кончится – за всё заплатит конечный потребитель», «Booking продолжит судебную тяжбу, подаст на апелляцию, будет оспаривать штраф».

Некоторые полагают, что компанию попросту заблокируют в России. Такой вариант, возможно, выгоден отечественным отельерам, но не устраивает потребителей. «Мне как обычному обывателю очень удобно бронировать через Booking, нареканий к ним немного», – пишет респондент, называющий себя «простым туристом».

В то же время нельзя исключать и другой сценарий: если условия сотрудничества гостиниц с Booking.com станут мягче, они смогут предлагать на своих сайтах более низкие цены. Как следствие, потребители выиграют, ведь Booking.com берет с гостиниц комиссию в размере до 25%, а с новых партнеров порой и больше – и эти издержки предприниматели, естественно, вынуждены закладывать в цену номера.

Обсудить новость