Расследование HL – почему тормозится упрощение выдачи виз иностранцам
Очевидно, что стимулировать иностранный туризм в нашу страну надо путём отмены виз или хотя бы облегчения режима въезда для граждан наиболее перспективных государств. Судя по тому, что происходит в сфере оформления российских виз в Европе, России иностранные туристы просто не нужны.
Небыстро
По состоянию на сегодняшний день работает 80 визовых центров России в 32 странах мира. Они начали открываться с 2009 года, а наиболее активно – с 2011-2012 годов. Основной целью ставилось упрощение и ускорение процедуры оформления российских виз. На практике всё иначе. Если гражданин России тратит на оформление шенгенской визы всего, как правило, три-четыре рабочих дня, то европеец – до 10 и больше. «На сайте консульского отдела России в Испании указано 10 дней на выдачу визы, а на портале визового центра – 15», – говорит гендиректор туроператора «Свой ТС». Добавим, что российские визовые офисы не дают никаких преференций туроператорам. Турфирмы подают документы в порядке общей очереди, по каждому своему туристу им приходится создавать отдельную онлайн-запись на сайте визового посредника.
Теоретически житель Европы может обратиться напрямую в консульство России, но очередь на сдачу документов растягивается на месяцы.
Российскую визу можно получить и по ускоренной процедуре – за три рабочих дня, не считая дня подачи и получения документов, то есть де-факто – за пять. Такой срок сопоставим со стандартным при оформлении Шенгена, однако стоимость российской визы зачастую значительно выше.
Накладно
Парадокс, но у визовых центров России нет единых ставок не только в разных странах, а даже в различных городах одного государства. Так, срочная туристическая виза через ВЦ во французском Марселе или Страсбурге обойдётся в 96 евро: 70 евро – консульский сбор + 26 евро – сервисный. А в Париже – в 140 евро: консульский сбор – те же 70 и столько же сервисный. Почему подразделение визового центра в столице Франции оценивает свои услуги почти втрое дороже, чем в региональных городах этой страны, – загадка.
Неудобно
Много вопросов вызывает география расположения российских визовых центров. Наблюдатели предполагают, что их учреждают не по принципу максимального удобства для путешественников из той или иной страны, а руководствуясь минимизацией хлопот для самих визовых посредников. Так, в Испании два ВЦ России – в столице, Мадриде, и в Барселоне, то есть городах, где есть консульства нашей страны. Та же картина во Франции – офисы имеются лишь в Париже, Марселе и Страсбурге, там же работают и консульские отделы. Чуть больше повезло итальянцам – помимо Рима, Милана, Генуи и Палермо российский визовый центр действует в Вероне, где консульство отсутствует. Но это скорее исключение из правил.
Если же сравнить количество визовых центров, наших и иностранных, цифры просто несопоставимы: на два российских ВЦ в Испании приходится 26 испанских в России, на четыре российских в Италии – 24 итальянских в наших городах. Конечно, и турпоток к нам из Европы пока значительно меньше, нежели в обратном направлении, однако рассчитывать на его сколь-нибудь серьёзный рост в такой ситуации вряд ли приходится. Кстати, наличие большего числа ВЦ уже само по себе стимулировало бы спрос на поездки в Россию.
Дело в монополии?
Тема непрозрачности работы российских визовых центров за границей, монополизации рынка, а также неясных принципов, по которым МИД отбирает визовых посредников, поднималась ещё в 2011 году. Тогда в СМИ широко обсуждалось расследование одной из эстонских компаний об афиллированности учредителей ВЦ России в Эстонии с российским туроператором «Иналекс», что противоречит критериям отбора МИДом компаний-операторов.
Годом позже, в 2012-м, АТОР направляла письма в российские консульства во Франции с просьбой разобраться с жалобами французских туроператоров, недовольных работой ВЦ России. Визовый центр был учреждён компанией LEX Systems, которая и поныне является основным держателем российских визовых центров за границей. Руководителю LEX Systems Александру Абрамову, по данным spark-interfax.ru, принадлежит и турфирма «Иналекс».
В том же 2012 году в Федеральную антимонопольную службу обращался депутат Госдумы Валерий Зубов по поводу «злоупотребления доминирующим положением» компанией LEX Systems при оформлении российских виз во Франции. ФАС тогда не усмотрела в деятельности фирмы монополизации рынка, сославшись на то, что туристы могут подавать документы как через ВЦ, так и напрямую в консульства.
На сегодня LEX Systems принадлежат почти все визовые центры России за границей. Единственное известное экспертам исключение – ВЦ в Испании, которым владеет компания Twim Inversiones 2008. По неподтверждённой информации от одного из наблюдателей, эта испанская фирма учреждена российским бизнесменом Мирославом Мельником, который напрямую не связан с туристическим бизнесом, но в своё время был коммерческим директором аэропорта Шереметьево.
Что же касается основного оператора визовых центров России – LEX Systems, то общественный интерес к его деятельности в последнее время поутих. На запрос HotLine.Travel по поводу афиллированности владельцев с турфирмой «Иналекс» в LEX Systems не ответили. Впрочем, в февральском интервью интернет-изданию dp.ru г-н Абрамов заверил, что работа «Иналекс» на туррынке сейчас сводится только к обслуживанию командировок компании и «определённого пула» клиентов.
Добавим, фактически монопольное управление визовыми центрами принесло LEX Systems впечатляющие дивиденды. Так, если в 2011 году оборот компании составлял, по данным k-agent.ru, 2,13 млн руб., а чистая прибыль – скромные 138 тыс. руб., то по итогам 2015 года эти показатели взлетели соответственно до 160,43 млн руб. (в 80 раз) и 102, 24 млн руб. (почти в 1000 раз). При этом осведомлённые источники утверждают, что визовые центры даже не вкладываются в собственное программное обеспечение, пользуются онлайн-системой, бесплатно предоставленной МИДом. Между тем, как указано на сайте kdmid.ru, «деятельность ВЦ не предполагает финансирования за счёт средств федерального бюджета».
Всех всё устраивает?
«А проводятся ли тендеры на право открытия российских визовых центров» – вопрос снимается на том же сайте МИДа kdmid.ru: «Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 года «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд» в данном случае не применим. Российские посольства самостоятельно отбирают компании-операторов».
Пусть так, но если все решения в руках самих мидовских учреждений, почему бы им не создать здоровую конкуренцию среди претендентов на учреждение ВЦ? Ведь это привело бы к снижению тарифов на их услуги и положительно сказалось на рынке въездного туризма. Однако ведомство опирается на монопольного партнёра, причём создаётся ощущение, что не особенно беспокоясь по поводу репутации последнего в бизнес-среде. Так, ещё в далёком 2000 году «Иналекс» оказался в центре серьёзного скандала, когда с ним разорвали отношения «Аэрофлот» и испанская принимающая фирма «Травелмар» – якобы из-за задолженностей. Директор туристического департамента «Иналекс» Александр Белобородов тогда фактически не стал комментировать ситуацию журналу «Горячая линия. Туризм», заявив лишь, что на финансовое положение его компании «не может повлиять ничто». И, судя по отчётности фирмы за последние годы, – как в воду глядел.
А в 2013 году в «Живом Журнале» на страничке пользователя под ником vinegar_oil появилось открытое письмо в адрес президента Путина и премьера Медведева, подписанное «кадровыми сотрудниками МИДа». Авторы привели целую серию публикаций о деятельности российских ВЦ за границей, в том числе и о том, что они якобы «лоббируются высокопоставленным чиновником МИДа». Обращение было анонимным, не исключено, что у его инициаторов просто не сложилась карьера в ведомстве и они решили таким образом «насолить» работодателю. Во всяком случае, об официальной реакции властей – назначении проверки изложенных фактов и т. д. ничего не известно.
Остаётся подвести неутешительный итог: оформление виз в Россию окончательно превратилось в прибыльный бизнес, доступный лишь узкому кругу посредников. И пока так будет продолжаться, вряд ли имеют смысл какие-либо инициативы по упрощению въезда иностранных туристов – это попросту невыгодно держателям визовых центров.