Первые отзывы читателей о книге «Время открытий», посвященной истории турбизнеса с 90-х, и комментарии автора
В соцсетях появились отзывы о книге Татьяны Дмитровой «Время открытий», посвященной истории турбизнеса с 90-х по 2009 год. В основном их написали предприниматели, открывшие первые туристические компании или работавшие в отрасли в самом начале ее формирования. Главное, что объединяет рецензии, – это благодарность за то, что такая книга в принципе появилась – 496-страничное издание, впервые запечатлевшие все знаковые события периода бурного роста и расцвета туризма, не дает уйти в забвение героям эпохи, показывает смелость, энтузиазм, достижения и ошибки первопроходцев. Кто-то почувствовал острую ностальгию и удовольствие от путешествия во времени. Другие также обратили внимание: книга заставляет читателя проводить параллели, соединять события, чтобы прийти к собственным выводам о том, как формировались правила игры в турбизнесе и в сферах, от которых он зависит.
Одним из первых книгу прочитал Алексан Мкртчян («Розовый слон»), пока ехал в поезде – по дороге в родной Ростов-на-Дону. «Работаю в туризме 35 лет, думал, что знаю многое. Оказывается, это не так. Один мой близкий друг из Турции продал фирму за 10 млн долларов, но мне ничего об этом не сказал. Хотя при продаже указал туристов “Розового слона” как базовый актив», – написал Алексан в телеграм-канале, доступ к которому получают обладатели книги. По его словам, «Время открытий» – это не просто издание, а целый кладезь ценной информации, собранной по крупицам.
В своих отзывах многие обратили внимание на обилие фактов, деталей, имен. «Как удалось все вспомнить и так подробно описать в деталях? Уважение автору», – написала Елена Метелева, которая в 90-х проходила практику в легендарном туроператоре «Светал». «Сколько же всего с нами было, а сколько еще всего осталось за кадром! И хочется взахлеб вспоминать и дальше события и перипетии этого времени», – написала Елена Попова («Старый Город»). А Дмитрий Арутюнов («АРТ-ТУР») сравнил чтение с путешествием к истокам: «Прочитал практически “залпом”. Честные воспоминания из первых уст, бережно собранные знающим, бесспорно талантливым и деликатным автором. Браво! Спасибо за эту “машину времени”, отправившую меня, как и многих читателей, не только в те времена, когда зарождался турбизнес как таковой, но и во времена настоящих открытий».
В том же ключе высказался Сергей Ромашкин («Дельфин»): «Мы, ветераны туризма, с ностальгией вспомнили тот потрясающий воздух свободы, смесь некоторого авантюризма и прорывных идей в туризме. К сожалению, не обошлось без банкротств, потерь, жесткой конкурентной борьбы. Это тоже наша история. Бизнесмены не любят вспоминать прошлое – там ошибки, потери, поражения… Хорошо, что Татьяна сохранила в книге для нас и будущих читателей не только победы, но и трудный опыт неудач. Ей удалось сочетание захватывающего, остросюжетного повествования и строгое документальное изложение фактов».
То, что автору удалось избежать ангажированности и пристрастности, отметил и Анатолий Гаркушин (основатель туроператора «Пантеон»). Это наверняка было непростой задачей, учитывая, что Татьяна Дмитрова с 90-х руководит медиахолдингом в туризме и большая часть участников рынка – его рекламодатели. В своем отзыве Анатолий написал: «Что очень ценно для читателя, в книге мало эмоциональной составляющей и оценок. Она зачастую не дает ответа на возникающие вопросы, но зато обозначает пространство для дискуссии. Где-то с выводами автора соглашаешься, где-то хочется поспорить. А что такое хорошая книга, если не диалог с читателем?!»
Татьяна Дмитрова в ответ раскрыла идею – она намеренно не навязывала свое мнение: «По ходу работы я решила занять позицию наблюдателя-исследователя. Поставила себе установку – буду отбирать факты, которые послужили триггером изменений, стали шагом вперед или разворотом на пути преобразований, постараюсь накопать что-то новое, ранее скрытое от публичности. Мне также были интересны личности, судьбы, события, характерные для эпохи, забавные инциденты, высказывания, отражающие устои и атмосферу жизни сообщества. На самом деле я постоянно балансировала между болью и радостью моих коллег, товарищей, всех тех, с кем мы вместе проходили этот путь. А свое понимание того, что считаю наиболее важным, вынесла за рамки – оставила во вступлении к каждой главе. Учитывая, что книга структурирована по годам, моих размышлений о значимых моментах хроники довольно много».
Этот замысел оценила Яна Муромова (Anex): «“Время открытий” – это книга, которую хочется читать с маркером или карандашом в руках, оставляя пометки на полях. У меня выстроилось сразу несколько параллельных линий повествования, которые я отслеживала на протяжении чтения. По итогу появилось более четкое понимание нашей индустрии в целом. Политика, авиация, законотворчество, деление сфер влияния, связи и деньги, ограненные медийностью, открывают ключи к успеху и неудачам туристического бизнеса». Яна также отметила, что опыт первопроходцев полезно учитывать и тем, кто развивает туризм сейчас, и тем, кто только планирует работу в отрасли.
В том же ключе высказался Дмитрий Горин («Випсервис») – он будет рекомендовать «Время открытий» всем, кто хочет больше узнать о турбизнесе и событиях, на него повлиявших.
В редакцию уже сейчас поступают вопросы – когда ждать продолжения? На встрече с читателями Татьяна Дмитрова рассказала, что она морально готова заняться подготовкой продолжения книги, в него войдут события переломного периода в турбизнесе – с 2010 по 2014 год, на который пришлась серия туроператорских крахов.