Личный опыт Натальи Мещеряковой из Ноябрьска
Бытует мнение, что открывать сейчас турагентство – занятие бесперспективное. Слишком рискованно в наше нестабильное время. Тем не менее в бизнесе появляются новые люди, и мы решили узнать, что их подталкивает и заставляет идти на риск и брать на себя ответственность. С какими проблемами они сталкиваются и как их решают. Мы поговорили с владелицей ООО «Протревел» Натальей Мещеряковой, которая запустила свой проект весной этого года, оказавшись волей судьбы в другом городе.
Еще год назад Наталья жила в Кемеровской области, работала в угольной отрасли и туризм для нее был исключительно хобби. Сейчас у Натальи собственное турагентство и офис в центре дымящего трубами Ноябрьска. Это 100-тысячный город в Ямало-Ненецком автономном округе, где всё или почти всё завязано на газовой промышленности.
– Я и не знала, где этот Ноябрьск, что это за город, где он находится. До этого я жила в Красноярске, оттуда я родом, потом 20 лет в Кемерово. А в середине 2024 года по семейным обстоятельствам мы переехали в Ноябрьск, – рассказывает Наталья.
До нынешнего года ее профессиональная деятельность с туризмом не была связана абсолютно никак. А вот отдых… Наталья как турист объездила много стран. Причем маршруты всегда расчерчивала и просчитывала самостоятельно. Вплоть до часа. Вначале для себя и свой семьи, потом для родственников и друзей, затем для знакомых, после этого для знакомых знакомых и так далее. И заниматься этим начала достаточно давно – в 2011 году.
– Мои старые знакомые, которым я помогала раньше, и стали первыми клиентами моего турагентства, которое я решила открыть, оказавшись в Ноябрьске. Здесь ведь, если ты не в Газпроме, с работой не очень хорошо, да и зарплаты, несмотря на то что север, не сказать чтобы очень высокие. Поэтому и решила свое хобби превратить в бизнес.
В начале этого года Наталья зарегистрировала ООО, арендовала офис в центре города, заключила франчайзинговое соглашение с независимой розничной сетью с головным офисом в Уфе, весной начала работать.
– Может, обошлась бы без франшизы, но мне хотелось бы, чтобы у моего агентства было несколько направлений. Не только пакетные туры, я это хорошо умею делать, но и, например, чтобы у меня было качественное сопровождение по визовым продуктам. Владелец франшизы все это брал на себя. Но в итоге опыт оказался так себе, пару раз отношение коллег меня разочаровало, поэтому дальше, скорее всего, буду работать самостоятельно.
Розничная сеть обещала помочь увеличить клиентскую базу, но с этим также не задалось.
– С их лидов (лиды – это потенциальные клиенты, которые проявили интерес к продукту или услуге, оставив свои контактные данные. – Ред.) практически никто не пришел, только напрасно были потрачены деньги. Наращивала базу сама. Мне повезло, что у меня было много знакомых сразу из трех регионов, где я жила и работала, они и составили костяк.
Турагент работает одна, без сотрудников, казалось бы, на аренде помещения, коммунальных платежах можно сэкономить, однако именно наличие офиса помогло – пошли люди, что называется, с улицы. Сейчас этих новых клиентов у Натальи около 40%.
– Туристы часто говорят: «Мы онлайн никогда заказывать не будем». Для них важно заглянуть мне в глаза. Причем от возраста туристов не зависит. Я тоже думала, что для молодежи все удобнее делать через интернет, но вчера, например, пришла девушка 24 лет. Сегодня – молодая пара, до 30 точно. Есть еще такие клиенты, которые сами находят себе тур или отель, потом идут и бронируют через меня. Вроде онлайн и тут же – живое общение.
Так получилось, что офис может помочь Наталье и в другом – получить господдержку.
– Мне позвонили из администрации Ноябрьска, сказали: «Вы, Наталья, у нас молодой предприниматель (Наталье 38 лет), у вас есть офис (его наличие, как выяснилось, обязательное условие), поэтому давайте вы подадите заявку на грант, подготовите бизнес-план и так далее». Разыгрывается 8 грантов на полмиллиона рублей каждый. Деньги можно потратить на арендные платежи, на рекламу, освоить нужно за полгода. Мы все сделали, подготовили заявку и бизнес-план за месяц. Заявилось 10 претендентов, так что шансы у нас хорошие.
Кроме оплаты офиса, значительная часть денег – если грант все-таки будет Натальей получен – пойдет на продвижение. Сарафанное радио – это хорошо, но лучше, когда оно подкреплено более технологичными решениями.
– 100% потратим на георекламу. Как показывает практика, от нее больше всего прока. Большинство клиентов говорит: «Мы нашли вас в Яндексе или на 2ГИС. Посмотрели отзывы, отлично, решили прийти именно к вам».
Кстати, об отзывах. Обратная связь от туристов – это очень важная вещь. И главная головная боль Натальи в том, что она на самом переднем крае, но не может отвечать за все и за всех – за туроператоров, отельеров, авиакомпании.
– Туристы обращаются в случае чего ко мне, всегда им хочется помочь, а возможности, увы, ограничены. Вот сегодня, например, рейс перенесли ровно на сутки. Я спросила у туроператора, какая будет компенсация, мне ответили: «После тура обращайтесь в нашу юридическую службу». Вот это самая большая проблема – помочь хочешь, но сделать ничего не можешь. Хотелось бы хоть каких-то гарантий.
Даже если с грантом не получится, Наталья продолжит развивать агентство, так как результаты ее устраивают.
– Средний чек сейчас – 200 тыс. руб., – рассказывает наша собеседница. – Туров пока мало, но каждый месяц число растет. Если в мае, когда начал работать офис, было всего 10 договоров, то в сентябре 20, а в октябре уже 15 договоров, хотя еще середина месяца.
В сентябре Наталья вышла в ноль, а в октябре впервые – в небольшой плюс. Если клиентская база будет расти такими же темпами, как сейчас, то к январю турагент рассчитывает выйти на чистую прибыль минимум 100 тыс. руб.
– Это, конечно, не 1 млн руб. с третьего месяца работы, как рисовал в бизнес-плане франчайзер, но для начала уже что-то. Дальше, надеюсь, пойдет быстрее.