Одним из последних нормативных актов, подписанным теперь же экс-президентом России Дмитрием Медведевым 3 мая 2012 года, стал закон «О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».
Одним из последних нормативных актов, подписанным теперь же экс-президентом России Дмитрием Медведевым 3 мая 2012 года, стал закон «О внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Как известно, поправки в основном касаются размеров фингарантий, создания Объединения туроператоров в сфере выездного туризма и компенсационного фонда для защиты интересов туристов.
А как же многотысячная армия турагентов? Законодатель предусмотрел для них уведомительный порядок работы, т.е. ТА придется информировать о своей деятельности Роспотребнадзор. Но для всех очевидно, контролем данную меру назвать нельзя. Следовательно, на рынке, как и прежде, будут появляться, и включаться в войну скидок все новые орды агентов.
Между тем старожилы продолжают мечтать о чьей-то сильной руке, которая наведет порядок в отрасли. От них звучат предложения вернуть лицензирование и даже законодательно ограничить численность игроков, что осуществить невозможно. Правительство еще в 2007 году внесло туризм в список коммерческой деятельности, не требующей специального разрешения.
Однако есть и другое мнение: участники рынка сами, без помощи и указания государства, могут создать современные условия для ведения бизнеса, очистить ряды от недобросовестных партнеров, установить прозрачные финансовые отношения с туроператорами, защитить себя от демпинга. В этом эволюционном направлении и работают экспертные группы при правительстве и Госдуме. Таким образом, появление СРО в туриндустрии и, в частности, в розничном секторе – дело ближайшего будущего.
Есть ли примеры в других отраслях, когда саморегулирование действительно подтвердило свою эффективность? Этот вопрос редакция предлагает исследовать и посвятить ему статью в июньском номере журнала «Горячая линия. Туризм».
Предварительный сбор информации показал, что к настоящему времени некоторые объединения коммерсантов накопили как положительный, так и негативный опыт деятельности СРО. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) получила статус еще в 1997 году от Федеральной Комиссии по ценным бумагам (сейчас это Федеральная служба по финансовому рынку). За прошедшие годы ее руководству совместно с регулятором и членами организации удалось создать такие правила ведения бизнеса и разрешения споров, что вряд ли кто может вспомнить хоть какой-нибудь конфликт. Фондовые деятели научились кулуарно, не вынося сор из избы, решать свои цеховые проблемы. Что из этого опыта может позаимствовать туризм? Редакция журнала планирует запросить комментарии участников фондового рынка и представителей НАУФОР, чтобы раскрыть эту тему подробнее.
Что касается негативного опыта, то он есть в строительстве, где участники рынка могут создавать СРО с 2007 года. С той поры в отрасли, по признанию игроков, усилилась коррупция, внушительные поборы за допуск к работам и членские взносы превратили многочисленных председателей в вымогателей. Под давлением негодующих участников рынка МЭР было вынуждено признать: «Сейчас в отраслевом законе можно определить структуру саморегулируемой организации, не имеющую ничего общего с описанными в базовом законе «классическими» СРО. Именно такова сейчас ситуация со строительными СРО. Поэтому негативное впечатление от системных проблем саморегулирования в области строительства автоматически переносится на всю сферу саморегулирования в целом».
Совершенно не «классическим» выглядел и скандал с ликвидацией некоммерческого партнерства «Гильдии аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров», объединяющей1193 аудиторских фирмы. В октябре прошлого года крупнейшая из шести саморегулируемых профессиональных организаций, уполномоченных Минфином, была закрыта по решению суда из-за разбирательств между старым и новым руководством. Члены организации, естественно, свои взносы обратно не получили.
Статья о достижениях и неудачах развития саморегулирования в России готовится к публикации в следующем номере ГЛ. Приглашаем к обсуждению темы.