Что делать, если вы на грани. Раз уж приостановка деятельности авторитетных и не очень поставщиков туруслуг становится неотъемлемой частью жизни отрасли, самое время собрать ценный опыт о том, что туроператору стоит делать, когда он оказывается в ситуации предстоящего дефолта. Этой неблагодарной работой редакция «ГЛ» озадачилась в начале февраля. (Неблагодарным посчитали мы то дело, потому что уж очень цинично выглядит результат). <p class="MsoNormal"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">…если остался месяц до дефолта и у вас есть шанс его избежать</span></b></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Ситуация первая. Вы понимаете, что кредитное бремя становится неподъемным, спрос падает, предоплат, поступающих от агентов, не хватает, ваши задолженности перед контрагентами нервируют их так, что может произойти самое худшее – уже через месяц <span> </span>вы не выполните обязательства по отправке туристов или расселению. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Решение.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">1. Забудьте об амбициях. Теперь у вас новая задача – выжить, спастись от еще более серьезных неприятностей. Помните, что создан прецедент – в первый же рабочий день после приостановки деятельности «Ланты-тур вояж» к ней нагрянули сотрудники Следственного комитета РФ с намерением накопать как минимум на пять лет лишения свободы. Не забывайте, что в случае, если вы допустите подобную ситуацию, власти наверняка исполнят свою карательную миссию.<span> </span></span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">2. Организуйте в своей компании перестройку с ориентиром на сокращение. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Зарядите команду позитивом, объясните, что отказ (например, временный) от массовых рисковых направлений, уход от нерентабельных программ, перемещение в нишу – это благо для всех. Покажите перспективы роста рентабельности. Убедите своих коллег в необходимости перемен, сделайте из них союзников.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Ведите тонкую дипломатическую работу с контрагентами, чтобы они не стали причиной «пожара». Договаривайтесь о реструктуризации задолженностей, «подкармливайте» их клиентами, чтобы они видели, что вы сохраняете способность отправлять туристов, и верили в продолжение отношений.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Готовьте вкладывать личные деньги, сбережения в операцию по спасению самого себя и компании. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Особенно тщательно работайте с жалобами, никого не посылайте, отвечайте корректно, доброжелательно, идите на личный контакт, обещайте…</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Когда будете понимать, что ваш план реализуем, во избежание непонимания со стороны турагентств также объясните им позитивные стороны изменений в стратегии отказа от необоснованных рисков. Ваша задача – сохранить их партнерский интерес и лояльность.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Откажитесь от всего лишнего – квадратных метров, расходов, персонала.<span> </span>Расставайтесь с людьми, высказывая им благодарность, помогайте в трудоустройстве в другие компании. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";"> </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Итог. Если вы справитесь с переходом в новый нишевый статус, разберетесь с задолженностями без лишнего шума, вполне возможно, вы еще многих на этом рынке переживете…</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";"> </span></p> <p class="MsoNormal"><b><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">…если осталось две недели до дефолта и он неизбежен</span></b></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Ситуация вторая. Вы поняли, что бизнес подошел к концу. Надежды на плавное сокращение нет. Через неделю-две вам грозит дефолт. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Решение.</span></p> <ol type="1" start="1" style="margin-top: 0cm;"> <li class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Прочитайте «Ситуация первая, п. 1». </span></li> <li class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Ваши действия.</span></li> </ol> <p style="margin-left: 18pt;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Создайте антикризисный штаб в офисе. Распределите обязанности между сотрудниками, лично координируйте вашу совместную работу. Будьте на связи отраслевыми министерствами и ведомствами, СМИ.</span></p> <p style="margin-left: 18pt;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Под разными благовидными предлогами не принимайте новых денег, не оформляйте новые туры. Сделайте все, чтобы вовлечь в водоворот проблемы как можно меньше новых туристов.</span></p> <p style="margin-left: 18pt;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Если авиакомпания предупредила, что уже сегодня откажется сажать ваших туристов на рейс, предпримите все для того,<span> </span>чтобы как можно меньше людей приехало в аэропорт. Любые скопления туристов – это угроза прежде всего вашей собственной свободе. </span></p> <p style="margin-left: 18pt;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Сделайте копии со всех важных дисков, баз данных, чтобы при необходимости вы могли восстановить информацию по движению документов.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Готовьтесь вкладывать личные деньги, сбережения в операцию по спасению самого себя и компании. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Всячески отвлекайте иностранных партнеров от проблемы – желательно до тех пор, пока вы не организуете вывоз всех туристов. Юлите, выворачивайтесь, обещайте. Во всяком случае, пусть они сами потом расплачиваются за свои коммерческие риски в отношениях с вами. </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– Берите в союзники агентства, они успокоят туристов и, как всегда, снимут большую часть проблем. </span></p> <p style="margin-left: 18pt;" class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";"> </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">В ситуации грядущего дефолта компании категорически запрещается:</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">–впадать в панику и опускать руки. Похороны все равно состоятся. Так лучше, если вы их сами организуете, чем они будут проходить стихийно; </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– сообщать работникам, что они «с завтрашнего дня уволены». В конце концов, продайте одну из ваших машин, расплатитесь с людьми, которые помогут вам избежать страшных неприятностей; </span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">– запрещается создавать информационный вакуум. Помните: его сразу заполнят конкуренты и недоброжелатели. Если у вас нет времени общаться со всеми, выберите одно-два СМИ и регулярно информируйте о том, что необходимо знать вашим партнерам-турагентам.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="font-size: 12pt; line-height: 115%; font-family: "Times New Roman";">Итог. Вам вряд ли удастся восстановить репутацию, для этого у<span> </span>вас, скорее всего, не хватит денег. Вас будет мучить чувство вины. Вас будут проклинать партнеры. Но… вы останетесь на свободе. И вы будете знать, что сделали максимум возможного, чтобы предотвратить худшие последствия своей ошибки.</span></p> <p class="MsoNormal"><span style="line-height: 115%;"> </span></p>
Что делать, если вы на грани
Раз уж приостановка деятельности авторитетных и не очень поставщиков туруслуг становится неотъемлемой частью жизни отрасли, самое время собрать ценный опыт о том, что туроператору стоит делать, когда он оказывается в ситуации предстоящего дефолта. Этой неблагодарной работой редакция «ГЛ» озадачилась в начале февраля. (Неблагодарным посчитали мы то дело, потому что уж очень цинично выглядит результат.)
Ситуация первая.
Вы понимаете, что кредитное бремя становится неподъемным, спрос падает, предоплат, поступающих от агентов, не хватает, ваши задолженности перед контрагентами нервируют их так, что может произойти самое худшее – уже через месяц вы не выполните обязательства по отправке туристов или расселению.
Решение. 1. Забудьте об амбициях. Теперь у вас новая задача – выжить, спастись от еще более серьезных неприятностей. Помните, что создан прецедент – в первый же рабочий день после приостановки деятельности «Ланты-тур вояж» к ней нагрянули сотрудники Следственного комитета РФ с намерением накопать как минимум на пять лет лишения свободы. Не забывайте, что в случае, если вы допустите подобную ситуацию, власти наверняка исполнят свою карательную миссию.
Решение 2. Организуйте в своей компании перестройку с ориентиром на сокращение. Зарядите команду позитивом, объясните, что отказ (например, временный) от массовых рисковых направлений, уход от нерентабельных программ, перемещение в нишу - это благо для всех. Покажите перспективы роста рентабельности. Убедите своих коллег в необходимости перемен, сделайте из них союзников. Ведите тонкую дипломатическую работу с контрагентами, чтобы они не стали причиной "пожара". Договаривайтесь о реструктуризации задолженностей, "подкармливайте" их клиентами, чтобы они видели, что вы сохраняете способность отправлять туристов, и верили в продолжение отношений. Готовьте вкладывать личные деньги, сбережения в операцию по спасению самого себя и компании. Особенно тщательно работайте с жалобами, никого не посылайте, отвечайте корректно, доброжелательно, идите на личный контакт, обещайте. Когда будете понимать, что ваш план реализуем, во избежание непонимания со стороны турагентств также объясните им позитивные стороны изменений в стратегии отказа от необоснованных рисков. Ваша задача - сохранить их партнерский интерес и лояльность. Откажитесь от всего лишнего: квадратных метров, расходов, персонала. Расставайтесь с людьми, высказывая им благодарность, помогайте в трудоустройстве в другие компании. Итог. Если вы справитесь с переходом в новый нишевый статус, разберетесь с задолженностями без лишнего шума, вполне возможно, вы еще многих на этом рынке переживете.
Если осталось две недели до дефолта и он неизбежен.
Ситуация вторая.
Вы поняли, что бизнес подошел к концу. Надежды на плавное сокращение нет. Через неделю-две вам грозит дефолт.
Решение.
1. Прочитайте «Ситуация первая, п. 1».
2. Ваши действия.
– Создайте антикризисный штаб в офисе. Распределите обязанности между сотрудниками, лично координируйте вашу совместную работу. Будьте на связи отраслевыми министерствами и ведомствами, СМИ.
– Под разными благовидными предлогами не принимайте новых денег, не оформляйте новые туры. Сделайте все, чтобы вовлечь в водоворот проблемы как можно меньше новых туристов.
– Если авиакомпания предупредила, что уже сегодня откажется сажать ваших туристов на рейс, предпримите все для того, чтобы как можно меньше людей приехало в аэропорт. Любые скопления туристов – это угроза прежде всего вашей собственной свободе.
– Сделайте копии со всех важных дисков, баз данных, чтобы при необходимости вы могли восстановить информацию по движению документов.
– Готовьтесь вкладывать личные деньги, сбережения в операцию по спасению самого себя и компании.
– Всячески отвлекайте иностранных партнеров от проблемы – желательно до тех пор, пока вы не организуете вывоз всех туристов. Юлите, выворачивайтесь, обещайте. Во всяком случае, пусть они сами потом расплачиваются за свои коммерческие риски в отношениях с вами.
– Берите в союзники агентства, они успокоят туристов и, как всегда, снимут большую часть проблем.
В ситуации грядущего дефолта компании категорически запрещается:
– впадать в панику и опускать руки. Похороны все равно состоятся. Так лучше, если вы их сами организуете, чем они будут проходить стихийно;
– сообщать работникам, что они «с завтрашнего дня уволены». В конце концов, продайте одну из ваших машин, расплатитесь с людьми, которые помогут вам избежать страшных неприятностей;
– запрещается создавать информационный вакуум. Помните: его сразу заполнят конкуренты и недоброжелатели. Если у вас нет времени общаться со всеми, выберите одно-два СМИ и регулярно информируйте о том, что необходимо знать вашим партнерам-турагентам.
Итог. Вам вряд ли удастся восстановить репутацию, для этого у вас, скорее всего, не хватит денег. Вас будет мучить чувство вины. Вас будут проклинать партнеры. Но… вы останетесь на свободе. И вы будете знать, что сделали максимум возможного, чтобы предотвратить худшие последствия своей ошибки.



