На весенней выставке туроператор обещал запустить а/к Ellinair в июне, но взлет, похоже, откладывается.
Зачем Музенидису крылья?
«Что с авиационным проектом Mouzenidis Group?» - интересуются специалисты греческого рынка. На весенней выставке туроператор обещал запустить а/к Ellinair в июне, но взлет, похоже, откладывается.
Откладывается, но ненадолго, сообщили корреспонденту «ГЛ» в руководстве российского «Музенидис Трэвел». Летом старт должен состояться. Административные формальности на греческой стороне завершены; укомплектован штат, сформирована инфраструктура, взяты в лизинг два самолета А-320 (возраст – 6-7 лет, эксплуатировались только в Европе). Осталось получить разрешения на полеты с российской стороны. На греческом направлении в этом году установлен режим открытого неба, упразднены лимиты по допускам и особые права назначенных перевозчиков. Тем не менее, процесс вхождения на наш рынок новой регулярной авиакомпании остается непростым. А Ellinair может работать только в регулярном формате – иностранцам запрещено возить российских клиентов чартерами.
«Разрешение на полеты надеемся получить в июне», - говорит Александр Цандекиди, гендиректор «Музенидиса». Между тем источники в Росавиации сообщают, что никаких запросов со стороны Ellinair еще не поступало. И если согласования будет запущен со дня на день, то займет не меньше месяца. А тогда получается, что новая авиакомпания взлетит в конце лета – в лучшем случае.
Если формальности затянутся, и проект стартует осенью, когда туристический трафик на греческом направлении спадет, то финансовые риски Mouzenidis Group существенно возрастут. Кстати, как вообще холдинг планирует грузить свои аэробусы зимой, - для конкурентов большой вопрос. Возможно, греческий производитель туруслуг отращивает крылья, потому что запланировал выход на другие массовые направления?
Александр Цандекиди, гендиректор российского «Музенидис Трэвел», опроверг такие предположения. По его словам, авиакомпания создается для дальнейшего развития российско-греческого туризма. Что касается ярко выраженной сезонности, то она действительно присутствует на греческом направлении, но прошлой зимой туроператор впервые заказывал разовые рейсы из ряда городов России. Загрузка была удовлетворительная. И теперь руководители «Музенидиса» уверены: в низкий сезон самолеты Ellinair не будут стоять на бетоне.
В следующем году туроператор намерен переключить на собственную авиакомпанию 20-25% турпотока из России, для дальнейшего роста потребовалось бы расширять парк, а это затруднительно при отсутствии стабильно высокой туроператорской активности в зимний период.
В чем же тогда смысл эксперимента? «В том, чтобы получить перевозку, в полной мере соответствующую нашим стандартам качества», - заявил Александр Цандекиди.
У наблюдателей другие предположения. «В Греции ведь как принято: сосед что-то приобрел, надо и нам то же самое», - говорит руководитель туроператорской компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин.
Действительно, Mouzenidis явно хочет примерить экономическую модель, применяемую конкурентами. Когда-то он был бесспорным лидером на греческом направлении, в Халкидиках – вообще монополистом. Но теперь ей приходится бороться с целой армией соперников, и у всех самых крупных есть собственные провозные емкости. «Пегас Туристик» с Nordwind,TEZ Tour с I Fly, Coral Travel со своими самолетами под флагом «Уральских а/л». Сейчас им уже ничто не мешает развернуться в «открытом небе» Греции. Конкурентная угроза продолжает нарастать. Рано или поздно «Библио Глобус» в связке с «Трансаэро» все-такие выйдет на Халкидики, и тогда экономика туроперейтинга в этом базовом для «Музенидиса» регионе кардинально изменится. Времени у старожила в обрез, точка невозврата близка. Исходя из этого решение создать свою авиакомпанию выглядит даже вынужденным. Надо или защищать свои территории или готовиться к смене статуса. Похоже, туроператор выбрал первый вариант.
Но хватит ли сил? Что бы ни происходило на рынке – острый профицит перевозки, политический кризис, забастовки - А-320 должен летать 10-12 часов в день, иначе начнет приносить большие убытки. Все помнят, как «Пегас» проходил через это в Египте.
А помимо потерь финансовых случаются еще и имиджевые. Совсем недавно TUI пришлось извиняться за майские задержки вылетов KolAvia. Назвал перевозку брендовой – отвечай за слова.
При самом же лучшем раскладе… «Максимум, что может перевозчик с двумя самолетами, – немного улучшить экономику материнской туроператорской компании, - полагает заместитель исполнительного директора Ассоциации воздушного транспорта России Борис Шокуров. – Но погоды на направлении не сделает.