logo
    СтатьиРейтингиОпросыИнтервьюСпецпроектыЖурнал
Туроператоры по ЮВА – в чем отличия
Туроператоры по ОАЭ – кто есть кто?
Туроператоры по горным лыжам – кто есть кто?
    Hotline.travel
    Онлайн-журнал о жизни и туризме
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
Войти
00:00, 24 октября 2011

Держись, агент!

Ведомство Геннадия Онищенко всерьез взялось за туротрасль. На коллегии, состоявшейся в марте, были обнародованы итоги проверок компаний за последний квартал прошлого года. Под прицел контролеров попали 1550 тур-фирм, 89% которых – агентские.

Как не попасть в немилость Роспотребнадзора

Ведомство Геннадия Онищенко всерьез взялось за туротрасль. На коллегии, состоявшейся в марте, были обнародованы итоги проверок компаний за последний квартал прошлого года. Под прицел контролеров попали 1550 тур-фирм, 89% которых – агентские. В итоге возбуждено более 1000 дел об административных правонарушениях. «Роспотребнадзор обкатал методику инспекций, и теперь его внимание к такой сложной, изобилующей конфликтами отрасли, как туризм, будет только нарастать», – убеждены наблюдатели.

Закон суров

Какие же санкции, продиктованные положениями Кодекса об административных правонарушениях, были наложены?
49% фирм наказаны по ч. 1 ст. 14.8 «Нарушение права потребителя на информацию». Прежде всего – за формальное отсутствие в договоре и в памятке туриста сведений, которые турагент должен предоставить клиенту о фингарантиях оператора и о порядке получения компенсаций от страховщика в случае неисполнения ТО своих обязательств. Кроме того, штрафовали за отсутствие в офисе «уголка потребителя», а также вывески с фирменным наименованием компании. Подобные нарушения выявлялись, как правило, в ходе плановых инспекций. А вот другая часть санкций по этой статье была инициирована обращениями в Роспотребнадзор граждан, получивших от ТА недостоверную или устаревшую информацию о составляющих тура – отеле, услугах, экскурсиях и т. д. К слову, по таким жалобам про-водилась каждая четвертая проверка.

36% несознательных турагентов пострадало по ч. 2 ст. 14.8 «Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя». Как выяснилось, ряд фирм грешат возложением на туриста санкций за отказ от поездки. Между тем, по закону «О защите прав потребителей» исполнитель вправе удержать лишь свои фактические расходы, которые он понес из-за неисполнения договора по вине клиента. «Определить размер компенсации со стороны туриста в этом случае может только суд», – поясняют юристы. Что же касается обратной ситуации – рассмотрения жалоб от недовольного клиента, то здесь распространен другой ляп: срок предъявления претензий сокращают по сравнению с тем, что установлен законодательством.
На каждый вид нарушений по другим основаниям пришлось не более 2% штрафов, однако по ряду статей они достаточно «кусачие».

Над кем завис дамоклов меч?

Как пообещали на коллегии, нелегкая жизнь ожидает турагентов – любителей подработать собственным оперейтингом, не обеспечивая свою деятельность фингарантиями. Обычно в таких случаях реализуют отдельно перевозку и отдельно – размещение. Турпродукта формально не возникает, ведь в законе «Об основах туристской деятельности» указано, что все компоненты путевки должны продаваться по одному договору и за единую цену. Однако Роспотребнадзор обещает прикрыть эту лазейку, трактуя подобную деятельность как «реа-лизацию тура по частям».
Не менее строго намереваются карать и за возложение на потребителя убытков турфирмы, связанных с ее коммерческими рисками. Как конкретизируют юристы, имеется в виду любое изменение цены путевки после ее фактической оплаты. Это и включение в стоимость задним числом увеличившихся топливных сборов, и отказ от компенсаций в случае переселения путешественников в отель более низкого качества либо требование доплаты за размещение в гостинице высшей «звездности» по инициативе самой компании.
Наконец, особое внимание было обращено на стремление некоторых игроков рынка снять с себя ответственность за фактическое сокращение времени отдыха клиента из-за задержек авиарейсов. Как указал Роспотребнадзор, по закону обязательства турфирмы распро-страняются на все составляющие тура. Поэтому попытки прописать в договоре условия, освобождающие компанию от компенсаций за неиспользованные дни поездки, будут наказываться.

Комментарий юриста

«К сожалению, в большинстве случаев турфирмы начинают приводить в порядок свою договорную базу уже после того, как их оштрафуют, – говорит Георгий Мохов, руководитель ЮА «Персона Грата», – хотя достаточно лишь поручить своему юридическому отделу заблаговременно озаботиться этим вопросом. Или провести внешнюю экспертизу деятельности компании. Вся работа по исправлению документов в соответствии с требованиями закона занимает не более недели, а ее стоимость на рынке не превышает 15 тыс. руб.»

  • Обзоры и аналитика
Автор
Поделиться
Обсудить статью
Telegram

Читайте также

Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора
Владимир Охотников: инструкция по отключению навигатора

Обзоры и аналитика

03/09/2025
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу
Страховка «все включено»: на что может рассчитывать турист с расширенным полисом при поездке за границу

Обзоры и аналитика

13/06/2025
Внутренние курсы туроператоров: где логика?
Внутренние курсы туроператоров: где логика?

Обзоры и аналитика

15/05/2025
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене
GlobalDMC: 100%-ное подтверждение брони от отеля по реальной цене

Обзоры и аналитика

04/03/2025
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу
Квартиры посуточно мешают гостиничному бизнесу

Обзоры и аналитика

25/02/2025
«Туры в Россию в тренде – и это модно»
«Туры в Россию в тренде – и это модно»

Обзоры и аналитика

13/02/2025
Как туристу проверить наличие  запрета на выезд из России
Как туристу проверить наличие запрета на выезд из России

Обзоры и аналитика

29/01/2025
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу
«Не тур, а марш-бросок»: туристка требует вернуть 157 тысяч рублей за поездку к Деду Морозу

Обзоры и аналитика

28/01/2025
  • Рынок
    • Сделки
    • Конфликты
    • Авиаперевозка и транспорт
    • Обзоры и аналитика
    • Визы и посольства
    • Лицензирование и страхование
  • Стратегия и политика
    • Стратегии компаний
    • Проекты
    • Кадровый вопрос
  • Рейтинги и репутация
    • Актуальные рейтинги БАНКО
    • Архив рейтингов БАНКО
  • Суд и закон
    • Законотворчество
    • Дела судебные
    • Прецеденты
    • Помощь зала
  • Банкротства и ЧП
    • Банкротства
    • ЧП/Катастрофы
    • Кризисы и сигналы
  • Турпродукт
    • Техника продаж
    • Профессиональные отзывы
    • Маршруты и курорты
    • Продуктовая корзина
  • Технологии
    • IT-разработки для турбизнеса
    • Обзоры технологий
  • Проф. среда
    • Tourism.Story
    • Праздники
    • Бизнес-встречи
    • Люди туризма
    • Тест-драйвы
    • Фото дня
    • В кулуарах
    • Акции
  • Досье
    • Люди
    • Компании
  • О нас
    • О проекте
    • Контакты
    • Рекламодателям
    • Напечатанные журналы
  • Спецпроекты
    • Актуальные
    • Архив
Реклама

© 2011-2025, Онлайн-журнал HotLine.travel
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл №ФС77-50073 от 06.06.2012 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на портал Hotline.travel обязательна.

Политика конфиденциальностиПользовательское соглашение