Туроператоры – о тенденциях горнолыжной зимы
С приближением новогодних праздников продажи горнолыжных туров бойко пошли в гору. Уже в октябре у туроператоров, которые работают на этом направлении туризма, накопилось достаточно информации, чтобы судить о тенденциях нового сезона. А журналистам «ГЛ» осталось лишь собрать ее и представить вашему вниманию.
Воскресный старт |
Одной из примет наступившего горнолыжного сезона стал сдвиг привычного графика заездов в альпийские отели. Дело в том, что 1 января 2011 года приходится на субботу. И так как большинство туристов, конечно же, хотят иметь в запасе день, чтобы «отойти» от празднования Нового года, вылеты в рамках туроператорских авиапрограмм начнутся не в субботу, а в воскресенье. Первый рейс – 26-го декабря, далее еще два таких заезда – 2 и 9 января, а начиная с 15-го числа программы перейдут на традиционный субботний режим. Так как каникулы продолжаются до 10 января включительно, самой востребованной у туристов станет неделя со 2 по 9 января. «Выиграют те туроператоры, у которых и перевозчик известнее и слоты лучше», – считает Александр Мусихин, директор программ выездного туризма «НТК Интурист». |
Что зима сулит?
Хит-лист направлений горнолыжного туризма предопределен природой, поэтому выглядит стабильно. По словам наших собеседников, основной спрос традиционно приходится на славящиеся высотами, снегом, трассами и инфраструктурой курорты большой альпийской тройки (Австрия, Франция, Италия). Затем следуют Андорра, страны Скандинавии и Болгария. И все же внутри двух основных географических групп есть некоторые изменения, отличающие предстоящий сезон. Нельзя не отметить, например, оживление на итальянском направлении. Судя по обширным планам туроператоров, усилия по раскрутке этого региона на российском рынке уже позволяют поставить его на одну ступень с Австрией. В начале октября Илья Иткин, генеральный директор PAC Group, оценил совокупное количество мест на всех авиапрограммах туроператоров из Москвы в 2150 кресел в неделю против 1450 в прошлом году. Это означает, что объем предложения на итальянском направлении даже немного превысил австрийский – на прямых рейсах в Инсбрук и Зальцбург из Москвы эксперт насчитал 2000 кресел в неделю, что примерно соответствует прошлогодним показателям. Правда, этот расклад не учитывает блоки мест на регулярных вылетах в Мюнхен, ведь для отправки туристов в Австрию туроператоры традиционно пользуются и этим аэропортом Германии.
А если говорить о неальпийских направлениях, то с большим оптимизмом туроператоры отзываются об Андорре. По словам Александра Мусихина, директора программ выездного туризма «НТК Интурист», продажи туров на этом направлении идут «лучше всего», что, вероятно, связано с эффектом отложенного спроса. А вот Надежда Рожнова, руководитель отдела Андорры и Испании «ИнтАэр», уверена, что главным фактором роста популярности стало соотношение «цена – качество». «Рекордный, 40-процентный всплеск спроса наблюдался и прошлом сезоне. Только на заезд со 2 по 9 января из Москвы тогда поставили 11 дополнительных рейсов! Я уверена, свою роль сыграло то, что только в Андорре можно за 15 евро в сутки получить хороший номер в отеле с чистой постелью и санузлом. Кроме того, ранее разрозненные трассы в горах Андорры теперь объединены в две большие зоны катания. Что позволяет лыжникам, также как и в Альпах, кататься на самых разных склонах», – подытожила Надежда Рожнова.
С ее мнением согласен директор по продажам ТТ-ВКО Андрей Шмельков: «Пакетные цены на андоррские туры чрезвычайно выгодны для клиента, другие направления этой конкуренции не выдержат, объемы продаж Андорры будут расти».
В целом, по словам топ-менеджеров туроператорских компаний, показатели реализации горнолыжных туров опережают прошлогодний уровень на десятки процентов. Что позволяет утверждать – рынок горнолыжных туров преодолевает последствия кризиса. Есть и другой положительный фактор. Прослеживается тенденция к увеличению средней стоимости запрашиваемых пакетов. Причем, по словам Светланы Ермолаевой, директора по туризму компании «Эрцог», повышение платежеспособности туристов проявилось еще в конце прошлого сезона: «В марте мы увидели смещение в сторону продаж более дорогих туров. Клиент возвращается в свою ценовую нишу».
Эти обнадеживающие сигналы позволили ряду туроператоров решиться на достаточно смелый шаг – вернуться в регионы. Сразу из нескольких крупных городов России этой зимой запланирована флотилия чартерных рейсов, причем на весь сезон (подробнее см. на стр. …).
Возникнет ли необходимость стимулировать спрос выпуском спецпредложений, по словам экспертов, станет ясно позже. Возможно, уже в ноябре. К этому времени прогнозируется некоторое затишье, так как первая волна новогодних продаж уже схлынет. А если говорить о традиционно «трудных датах» февраля, то на этот период СПО точно будут и вполне возможна корректировка перевозки.
Не дожидаясь «отмашки»
Таковы общие контуры сезона, перейдем к деталям. Оживление, наблюдающееся на туристическом рынке, осенью вышло туроператорам боком: у них затянулся торг с авиакомпаниями. Чувствуя растущий спрос, те подняли цены. И особенно – на самые «вкусные», каникулярные даты (см. врезку «Воскресный старт»). По словам Натальи Ермак, руководителя горнолыжного отдела в ТО «Русский Экспресс», были случаи, когда за кресло просили до 950 евро. И это при том, что год назад цена билета на высокие даты составляла 650 евро! На момент написания этой статьи переговоры продолжались, но эксперты выражали уверенность, что здравый смысл победит. «К декабрю ситуация устаканится. Не думаю, что цена будет значительно выше. 700 евро за место – это предел», – сообщил один из наших собеседников.
И еще о перевозке. В октябре по-прежнему сохранялась интрига вокруг согласования нерегулярных рейсов с авиакомпаниями, имеющими статус назначенных. В центре внимания оказалось направление Москва – Зальцбург. Ясность должна была наступить еще 29 сентября, однако запланированное на этот день совещание в Росавиации не состоялось. Сначала его перенесли на неделю, потом еще на одну. Как результат, в начале октября никто из туроператоров горнолыжного направления не мог с уверенностью сказать, какие же российские авиакомпании, кроме «Аэрофлота» и «Трансаэро», получат разрешение летать на одном из самых ходовых зимних маршрутов.
В общем, у туроператоров не осталось иного выхода, как заявить о своих программах, опубликовать их на сайтах и развернуть продажи, не дожидаясь «отмашки». В расписании «Асент Трэвел», например, есть цепочка «Уральских авиалиний» Москва – Зальцбург. Игорь Козлов, гендиректор туроператора сообщил, что компания готова оперативно отреагировать на любые неожиданности. Хотя запрет для «Уральских», по его словам, маловероятен. Аналогично комментировали ситуацию и другие участники рынка. По словам Владимира Каганера, генерального директора TEZ Tour, как и год назад, запланирована чартерная программа в Зальцбург с «Владивосток Авиа». «Этот перевозчик хорошо себя зарекомендовал. Но если что, у нас есть запасной вариант», – отметил наш собеседник.
Впрочем, в сфере перевозки были и хорошие новости. «Раньше билеты бизнес-класса на Зальцбург можно было купить только в свободной продаже на регулярных рейсах. А в этот раз авиакомпании дали и блоки мест, причем на весь сезон», – привела пример Виктория Кизимова, заместитель генерального директора по продажам в «Мегаполюс турс». Если вспомнить о тенденции к росту заказов на более дорогие туры, то предложение выглядит актуальным.
В горы – со своим «воздухом»
Однако нельзя сказать, что туристы-горнолыжники скупают все и вся, не жалея денег. Наоборот, они планируют отдых очень расчетливо, не упуская возможности сэкономить на перелете. Самый простой вариант – это перенести заезд с пиковых новогодних дат на более дешевые январские или мартовские. Путь сложнее связан с самостоятельным бронированием перевозки. Илья Иткин привел в качестве примера статистику продаж заездов на 26 декабря и 2 января: от 25 до 30% клиентов, вылетающих в эти даты, пришли в PAC Group со своим «воздухом». Они самостоятельно приобрели билеты на стыковочные рейсы европейских лоукостеров и обратились к туроператору лишь за наземным обслуживанием. Есть мнение, что эта тенденция будет только усиливаться. И тем, кто не хочет терять такую клиентуру, стоит задуматься о расширении предложения «наземки».
Впрочем, не все туроператоры считают, что отток туристов в сферу самостоятельного бронирования будет усиливаться. Количество клиентов, которые стремятся «все сделать сами», по оценке Натальи Ермак, если и возросло, то на несколько процентов, не более. «Многие уже наигрались в конструирование туров и поняли, что цены у туроператоров зачастую ниже, чем можно получить напрямую, а надежность – выше. Уже сейчас наметился возврат этих туристов в агентства», – поделился наблюдениями Максим Приставко, заместитель генерального директора «Джет Тревел». В качестве примера такого сервиса он привел продажу ски-пасс в России. Горнолыжник получает абонемент на подъемник вместе с комплектом документов на тур и таким образом, экономит драгоценное время на курорте – может кататься сразу после размещения в отеле. На наличие такой услуги обратили внимание корреспондента «ГЛ» и другие туроператоры. А Владимир Каганер, добавил, что клиенты TEZ Tour могут заказать еще и аудиогид, получить его в автобусе, во время трансфера, а затем отправиться самостоятельно изучать достопримечательности.
Не только трассы. На курортах Австрии и Финляндии появились интересные новинки |
Накануне зимнего сезона традиционно появляется информация о различных изменениях в инфраструктуре популярных курортов. В этот раз стоит отметить новинки, которые наверняка заинтересуют туристов, планирующих уделить время apres-ski. В Капруне (Австрия) в октябре заработал новый спа-комплекс Tauern, один из самых вместительных во всех Альпах. К услугам посетителей – открытые и закрытые бассейны с гидромассажем, каскадами и т. п. Самые разные бани и сауны (ароматические, фито-, соляные и т. п.). Отдельная спа-зона предусмотрена для детей. А в Финляндии при отеле Levitunturi в сентябре открылся необычный аквапарк. Он тоже очень большой – обещают, что самый большой в Лапландии. Расслабиться можно в 17 бассейнах (в том числе трех открытых), девяти саунах. Разумеется, покататься на многочисленных горках и т. п. Но самая интересная «приманка» для туристов – это «северное сияние», которое переливается на потолке, а также падающие оттуда же искусственные снежинки! |