Обзор аэропортов Кубы
Остров свободы до сих пор живет лозунгом «Социализм или смерть!», но ему вполне удалось создать прообраз капиталистического рая на отдельно взятых курортах. А как обстоит дело с развитием инфраструктуры аэропортов? Способна ли страна при ее специфической экономике обеспечить достойные встречу и проводы своим гостям?
Хаб по-кубински
Аэропорт Гаваны Хосе Марти расположен в 18 км к юго-западу от города. Кстати, летать в этот пункт напрямую из Москвы зимой-2009/10 будет только «Аэрофлот» («Трансаэро» самоустранилась).
Обычно туристы отправляются отсюда в кубинскую столицу, и уже там организуются трансферы на пляжи Варадеро. Кроме того, авиаузел используется как стыковочный и для внутренних перелетов на морские курорты: Хосе Марти – хаб для местных авиакомпаний Cubana и Aerocaribbean, бортами которых удобно добираться на острова архипелага Жардинес дель Рей.
Всего в аэропорту пять терминалов. Третий – международный – строился при помощи французских специалистов и сдан в эксплуатацию в 1998 году. Его техническая укомплектованность вполне отвечает современным требованиям. Так, например, все «гейты» оборудованы телетрапами, в зале вылета есть даже точки Wi-Fi (наличие выхода в Интернет вообще-то вещь для Кубы необычная).
Сам зал вылета, расположенный на втором этаже, просторный, с достаточным количеством сидячих мест. Есть и VIP-лонж. У окошек регистрации, как правило, не бывает больших очередей. Имеется несколько баров и кафе, причем все они работают круглосуточно. Меню в основном состоит из холодных закусок и напитков, цены в общепите «кусачие» – кофе – 2 CUC, бутерброд – 3. Составляя прайсы для иностранных туристов, кубинцы ориентируются на европейский уровень.
Здесь же, на «Вылете», находится касса для внесения аэропортового сбора (25 CUC), который должны оплачивать все туристы, покидая Остров свободы. Найти кассу несложно, ориентируясь по соответствующим указателям; очередь если и есть, то движется быстро.
Зал прилета, расположенный на первом этаже, тоже вполне комфортен. Пунктов пропуска достаточно, пограничные формальности и получение багажа обычно не отнимают много времени. Здесь же находятся офисы нескольких компаний по прокату автомобилей. Предлагаются машины разного класса, в том числе и представительского; стоимость аренды – от 60 CUC в сутки. Рядом, в специальном «окошке», можно заказать такси, но если поймать его на улице и договариваться непосредственно с водителем, обойдется дешевле.
В зоне duty free – несколько магазинов с традиционным для Кубы ассортиментом – кофе, сигары, ром, сувениры. Есть книжные и музыкальные ларьки, где можно купить компакт-диски с кубинскими мелодиями. Ассортимент товаров не меньше, чем на курортах или в городе, цены чуть выше. А вот привычного для европейских путешественников выбора косметики и брендового алкоголя в гаванском «дьютике» не найти.
В Хосе Марти поддерживается чистота, однако с привычными для «цивилизованного мира» атрибутами в местах общего пользования бывают проблемы. «Берите с собой побольше купюр, – иронично советует своим соотечественникам на сайте www.sleepinginairports.com канадский путешественник, – бумажные деньги вам пригодятся в аэропортовом туалете».
Работа персонала особых нареканий не вызывает. Сотрудники не вышколены по европейски, но старательны, доброжелательны, всегда готовы помочь туристам.
Хвалят и информационное обеспечение в аэропорту. Есть понятные указатели на испанском и английском языках. При вылете российских рейсов даются объявления и на русском.
Внутренние линии обслуживает пятый терминал, построенный в 2000-е годы. Из международного пассажиры добираются сюда на бесплатных автобусах, которые отправляются каждые 10–15 минут. Пассажирам транзитных рейсов надо иметь в виду, что «сквозная» регистрация, как правило, не предусмотрена. Кроме того, при переезде из терминала в терминал багаж придется брать с собой. Поэтому лучше убедиться, что время между стыковками – не менее двух часов, чтобы гарантированно успеть на самолет.
Теперь о сообщении Хосе Марти с Гаваной. Стоянка транспорта турфирм, а также такси находится в 150 м от выхода из международного терминала. Время в пути до центра города – 20–30 минут. Поездка на такси обойдется от 20 CUC. Что касается муниципальных автобусов, они не кондиционированы, часто переполнены, не имеют четкого расписания. Рассчитывать на них бывалые люди не рекомендуют.
Кук, которого не съесть
Особенности кубинской денежной системы
На Острове свободы туристы могут приобретать товары и услуги только на «куки» (CUC) – конвертируемые кубинские песо. Выгоднее менять деньги в гостиницах, но можно делать это и в аэропортах. За 1 дают примерно 1,2 CUC, за $1 – 0,8. Однако при конвертации американской валюты взимается еще и грабительский налог – до 20%, поэтому лучше ехать с европейской. Есть и банкоматы, но следует помнить – кредитная карта, эмитированная любым банком США, на Кубе не более чем кусок пластика – к оплате они не принимаются.
От Варадеро до островов
Аэропорт Варадеро Хуан Гомес – второй по пассажиропотоку после гаванского. Вплоть до прошлого года сюда выполняла рейсы из Москвы а/к «Трансаэро», но в нынешнем сезоне программа упразднена. Добраться до Варадеро из российской столицы можно регулярными рейсами KLM, Lufthansa и Swiss со стыковками в Амстердаме, Франкфурте и Цюрихе соответственно. Трансфер до ближайшего отеля занимает 10–15 минут, до самого удаленного – около получаса.
В аэропорту один терминал, в котором есть международный и внутренний секторы. Из последнего можно совершить перелет местными авиалиниями – на островные курорты, например.
К достоинствам Хуан Гомес относят зону duty free, где ассортимент магазинов не уступает гаванскому Хосе Марти. Нравится путешественникам и наличие хорошо оборудованного VIP-зала.
Недостатки аэропорта связывают с его небольшими размерами – когда одновременно обслуживается несколько лайнеров, бывают очереди на паспортном контроле и регистрации. Кроме того, в залах недостаточно сидячих мест, случаются проблемы с кондиционированием.
В этом году кубинское правительство приняло решение о масштабной реконструкции Хуан Гомес, на что планируется выделить 30 млн песо.
В связи с ростом популярности отдыха на близлежащих небольших островах
интересен еще один международный аэропорт – Жардинес дель Рей на о. Кайо Коко. Добраться до него можно внутренними рейсами как из Гаваны, так и с Варадеро. Сооружение новое, открыто в конце 2002 года. Его аэровокзальный комплекс – единственный на Кубе, который управляется совместно с западной компанией – испанской Aena. В этом маленьком аэропорту имеются два VIP-лонжа, два магазина duty free, комната матери и ребенка.
До самого дальнего отеля на Кайо Коко из Жардинес дель Рей ехать 15 минут, до гостиниц соседнего острова Кайо Гильермо – по насыпной дамбе 35 минут. Если не предусмотрен туристический трансфер, придется брать такси – общественного транспорта из аэропорта нет.