Что мешает туристам путешествовать по малым городам России?
В любой разновидности туризма существует набор штампов, куда поехать. Если смотреть на Россию, иностранцы чаще всего отправляются в Москву, Санкт-Петербург и по Золотому кольцу, россияне – в Краснодарский край, Крым, на Кавказ, в Карелию или на Байкал. Однако интересные возможности для туризма есть и в других регионах. Это показал автопробег по малым городам Тульской и Калужской областей, в котором принял участие корреспондент HotLine.travel.
Мал и недорог
Ударили автопробегом по бездорожью и разгильдяйству мы в рамках сентябрьского фестиваля «ПереДвижение» и проекта «Настоящая Россия», который пытается вдохнуть жизнь в малые города России. В этом году фестиваль проходил в Тульской области в самом маленьком городе России – Чекалине. По дороге к нему, сравнимой по расстоянию от Москвы до городов Золотого кольца, нам удалось развеять несколько стереотипов о российской глубинке.
Например, не питая иллюзий насчет качества дорог, в путь отправились на отечественных внедорожниках – УАЗах «Хантер» и «Патриот», но на деле все их возможности применять не пришлось. Города благоустроены, в них ведут приличные дороги, на которых не нужно судорожно тормозить перед каждой ямой, опасаясь, что у авто оторвет колесо. Да и по части общего благоустройства территории худшие опасения не подтвердились.
В первом промежуточным пункте на пути к Чекалину – бывшем уездном городе Перемышле (Калужская область) – нашему удивленному взору предстали старинные церкви (одна из них была построена еще в XVI веке), к которым вели выложенные плиткой тротуары. Они были окружены аккуратными клумбами, а рядом располагались смотровая площадка с перилами и новенький ресторан, который, казалось, сюда не иначе как ветром занесло.
И так почти в каждом городе, в который мы заезжали, – на фоне урбанистического пейзажа блистал всеми красками пасторальный – в Чекалине рядом с плетнями бродили куры и коровы, у ворот в траве дремала собака, на окошке в лучах скупого осеннего солнца пригрелся кот. В Белёве, родине знаменитой белёвской пастилы, нас встретили старинные деревянные купеческие дома, словно застрявшие во времени, на окнах которых до сих пор висят белые тюлевые занавески, а из закрытой двери торчит свернутая в трубку выцветшая газета. И только спутниковые тарелки выдавали реальную историческую эпоху.
По мнению экспертов, в этом как раз и заключается привлекательность малых городов для туризма. «Они интересны своей нетронутостью и совершенно другим ритмом жизни. При этом располагают неким количеством достопримечательностей. И есть люди, для которых поездка по малым городам может быть приоритетней и гораздо интересней посещения раскрученных и понятных дестинаций. Ровно потому, что туристам интересно открывать что-то новое и получать свежие позитивные эмоции», – говорит вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов.
Это так или иначе опровергает другой стереотип о малых городах – что там нечего смотреть. Кроме того, поездку в малый город можно сделать частью более раскрученного туристического маршрута. Так, неподалеку от Чекалина есть мощные туристические магниты – Ясная Поляна, куда приезжают почти полмиллиона туристов в год, и Белёв с его пастилой.
То же самое касается туристической инфраструктуры – если гостиницы нет в одном городе, она обязательно есть в соседнем, поэтому всегда можно составить маршрут таким образом, чтобы смотреть одни города, а ночевать – в других. К тому же принципа «Спрос рождает предложение» никто не отменял. В Белёве, например, уже строят гостиницу при монастыре и расширяют трапезную, чтобы принимать в ней туристов.
Кому нужны малые города?
Получается, основная проблема малых городов в том, что о них мало кто знает, потому туристов немного. Информация об объектах отсутствует даже в самих городах. На церкви Перемышля единственная вывеска – «Бесплатная столовая». «Почему нельзя тут же повесить табличку с названием церкви и исторической справкой? – удивляется руководитель компании «АвтоРодина» Алексей Слащев. – Целенаправленно сюда, естественно, никто не поедет. Слишком мало тут чего-то особенного. А вот заехать по пути и сделать остановку, чтобы перекусить и полюбоваться окскими красотами и старыми церквушками, – это пожалуйста!»
По мнению экспертов, есть как минимум три категории туристов, которые поедут в малые города, – школьники, пенсионеры и паломники, и они уже сегодня помогают ставить на самообеспечение маленькие краеведческие музеи.
Правда, пока поток таких туристов нельзя назвать массовым и едут они в основном в те места, которые как-то о себе заявили, и в те, «на которые не страшно взглянуть». Как говорит сотрудница принимающей компании в Тульской области «Шелковый путь» Галина Павленко, если автобусы в Ясную Поляну отправляются каждую неделю, то в малые города, такие как Белёв и Одоев, – один, максимум два раза в месяц. Она описывает ситуацию словами «Дело сдвинулось с мертвой точки» – еще совсем недавно ее компания и ей подобные отправляли в эти города по два автобуса в год.
Завозить туристов в соседние малые города, например, в Крапивну, где Толстой часто бывал, компания пока не решается – нет стоянок для автобусов, да и облик поселка оставляет желать лучшего – недавно выделенных бюджетных денег хватит только на реставрацию двух объектов.
«Едут 1-2 раза в месяц небольшие группы от 15 до 30 человек, в основном корпоративные, а также взрослые с детьми или школьный класс – если проходят что-то подобное по школьной программе и у них есть инициативные учителя. Пенсионеров меньшинство – те больше специализируются по святым местам, например, ездят в Дивеево группами по пять – восемь человек», – добавляет ведущий менеджер туроператора автобусных туров по России «Кругозор» Инна Канаева.
Не стоит забывать и про автотуристов, считает руководитель Фонда развития малых исторических городов «Настоящая Россия» Юрий Щегольков: «Количество личных автомобилей в Москве выросло в несколько раз за последние годы. И этим людям неизбежно надо куда-то выезжать. Они уже проехали всё Золотое кольцо. И тут появляемся мы и начинаем рекламировать малые города. У каждого города есть своя изюминка, и ее хватит минимум на полдня», – объясняет технологию привлечения туристов в малые города Щегольков.
Способ продвижения – снежный ком
Так как же мотивировать туристов, к примеру, из Москвы поехать в город, о котором они ничего не знают? Не говоря уже о том, как сделать город объектом туристического интереса и, соответственно, прибыльным. Ответ очевиден – рассказать о них. А если повода для этого нет, то его следует придумать, считают в Фонде развития малых исторических городов.
«Для начала нужно посмотреть – а что у нас есть, какие ресурсы. Есть река? Привет, спортивные туристы и байдарочники – маленький туризм с большими деньгами. Городища? Неподалеку от Чекалина мы открыли археологическую экспедицию на всё лето с участием 50 студентов. Есть красивая природа – приглашаем художников. В рамках сетевого проекта «АРТ-передвижение» раз в две недели мы открываем выставки в маленьком городе. Об этом пишут местные газеты, люди в социальных сетях. Таким образом, город появляется на карте событий. Как только происходит всплеск в соцсетях, люди начинают интересоваться, а что это за место и что там такое было, и едут туда», – говорит Щегольков.
На следующий год в маленьком Чекалине планируется целых пять событий, в том числе фестивали искусств, исторической реконструкции и бардовской песни. Каждый дает заработок людям, которые там живут. Дальше – дело техники. Следом подключаются и бизнес, и власть – как только поймут, что на этом можно заработать. Если Министерство культуры поставит один-два музея, а из гостиниц поблизости пойдут экскурсии, – это уже минимальный туристический поток. Тогда местные жители подтянутся и тоже начнут потихоньку создавать дополнительную инфраструктуру – кто-то кафе откроет, кто-то магазин. Так город оживает и появляется шанс на то, что он выживет.
Разруха не в клозетах, а в головах
В конечном итоге, чтобы развить туризм в отдельно взятом городе, по мнению экспертов, достаточно сделать первый шаг. Очень важны усилия самих жителей.
Менеджер «Кругозора» Инна Канаева привела в пример Касимов – маленький городок в Рязанской области с населением в 30 тысяч человек. Еще три-четыре года назад он вымирал и превращался в деревню, а сегодня это один из центров туризма Рязанской области. «Пока сами жители не отремонтировали город, не придумали интерактивные программы для туристов с мастер-классами и не стали выходить на туроператоров, чуда не произошло. То же самое можно сказать про Мышкин, который стал образцом для подражания своих более раскрученных соседей. Когда приезжаешь туда, понимаешь, что люди здесь болеют за свой город, пытаются вложить в него душу, и тогда у них всё получается».
Как это ни парадоксально, гостям рады далеко не везде. Как рассказывает глава группы компаний «АвтоРодина» Алексей Слащев, даже мэр Козельска, например, говорит, что он не хочет никаких туристов – «мол, всё переломают и загадят».
По мнению Щеголькова, этот стереотип надо ломать, и это очень тяжело – так как это массовая психология: «Потому что альтернатива – смерть. Для маленьких исторических городов других вариантов просто не существует. Они либо превращаются в деревню с натуральным хозяйством, либо просто вымирают. Никакое большое производство туда не придет, там нет трудовых ресурсов. Только сельское хозяйство либо сфера услуг – т. е. туризм. Вот в Мышкине (Ярославская область) никому не надо объяснять, что туризм – это здорово. Все стереотипы заканчиваются, когда люди понимают, что на туризме можно зарабатывать. Как только соседние города начнут преображаться, мэр Козельска задумается, почему так происходит».