Наш человек на лайнере MSC
Ведущие круизные компании сообщают о небывалом росте потока туристов из России – до 200% за прошлый год. Наши сограждане определенно распробовали прелесть морских вояжей, в связи с чем их производители начали вводить в штат русскоговорящий персонал, в частности – хостесс. Что это за профессия и как ее получить, узнавала наш корреспондент во время плавания по Средиземноморью.
Джулия
Российскую хостесс нашего корабля на иностранный манер зовут Джулией. Мы договорились, что всякий раз, когда у нее выдается свободная минутка в плотном графике, мы идем общаться. Меня интересуют круизная жизнь с изнанки и необычная профессия Юли.
…Когда она, впервые отправившись на свою новую работу, нашла в порту Неаполя лайнер с надписью Musica, то подумала, что случилась ошибка. Девчонке из Башкирии с не самой легкой судьбой белоснежный 16-палубный круизный корабль показался чем-то невозможно прекрасным, из другой реальности. Стоя на берегу рядом с выпавшим из рук чемоданом и не решаясь взойти по трапу, Юля набрала номер рекрутера – девушки из Сорренто, принимавшей ее на работу. Итальянку по иронии судьбы звали Фортуна, и она заверила Юлю, что возвышающийся плавучий город и есть место ее назначения.
Этот вариант подвернулся случайно. Выйдя замуж за неаполитанца, Юля учила итальянский и подыскивала работу в туризме, чтобы иметь дело с соотечественниками. Подруга посоветовала обратиться в круизную компанию MSC (Mediterranean Shipping Company S.A.), которой в связи с наплывом туристов из нашей страны как раз нужен был говорящий по-русски персонал. Юля им подо-шла. После медкомиссии, обошедшейся в 180 евро, она была принята с испытательным сроком на огромный океанский лайнер последнего поколения, берущий на борт 3013 пассажиров. А в экипаже из 987 человек представлены 43 национальности.
На неискушенного мореплавателя круизная жизнь и сама по себе производит ошеломляющее впечатление, а Юле пришлось сразу включаться в незнакомую работу хостесс, что с английского переводится как «хозяйка». Это приветливые женщины, одетые в униформу, которых всегда можно найти в зоне ресепшена на пятой палубе и обратиться с любой просьбой. Они в некотором роде – «лица» круиза, вот почему в условиях контракта прописано обязательное наличие make-up, прически и маникюра. На Musica 14 хостесс, в основном итальянки, но есть и такие, за которыми закреплены специфические рынки, – например, японка из Токио. На том, чтобы завести в штате русскую, настоял оператор PАС Group, обеспечивший MSС приток наших туристов.
Авантюрной по складу характера и общительной Юле работа понравилась. Обстановка гламурная, рутины ноль, постоянный круговорот людей и возможность выходить в портах стоянки, путешествовать по миру. К тому же соответствующая запись в резюме весьма украшает деловую репутацию. Поначалу боявшаяся чисто языковых проблем, Юля обнаружила, что благодаря погружению в транснациональное сообщество быстро вырабатывается способность понимать практически любого. Опыт, который она ежедневно получала, был бесценен.
Но минусы тоже имелись: весь навигационный сезон (семь-девять месяцев) ты практически без выходных, и переработки постоянные, иногда по 13 часов в сутки на ногах. Не раз Юля наблюдала, как принятые на борт новички через некоторое время брали расчет – не выдерживали… Встречи с мужем происходили раз в неделю, когда лайнер делал продолжительную, к счастью, стоянку в Неаполе. Оказалось, что личная жизнь персонала – одна из главных сложностей для морских людей. В этом отношении политика MSC отличается гуманностью: компания оформляет на работу семейные пары и поселяет их вместе, таких в штате процентов 20. У большинства круизеров (и в авиации, кстати, тоже) подобное запрещено.
Пройдя испытательный срок, Юля подписала контракт на сезон, получив оклад $1850. Долларов, потому что, несмотря на итальянское происхождение MSC, порт приписки судна – Панама.
Внутренняя «музыка»
Чтобы лайнер с 4000 человек на борту не превратился в плавучий Вавилон, внутренняя организация такого «конвейера по производству отдыха» обязана быть железной. Ведь у клиентов внешняя сторона должна оставлять ощущение праздника!
Все службы на корабле относятся к разным департаментам, их различают по нашивкам на униформе: черное с золотом – экипаж, красное с золотом – отель и пр. Три первых лица на борту – капитан, staff-капитан и управляющий отелем. Хостесс – в ведении отеля, который на Мusica возглавлял в тот сезон, когда пришла Юля, индус Саймон Иненш, очень опытный специалист. Несмотря на свое высокое положение, примерно как у комиссара, он выглядел мягким и обходительным человеком. В сложных ситуациях всегда обращались к нему. В восточной ли мудрости дело или в развившемся за девять лет работы в круизах навыке психолога, однако Саймон мог умиротворить самого разгневанного пассажира. Юля не раз видела со своей стойки реcепшена, как клиент свирепым зверем врывался в кабинет управляющего, а выходил оттуда, напоминая обласканного котенка.
В обслуге на корабле много филиппинцев и малазийцев. Оказалось, их охотно нанимают – за то, что подобно маленьким солдатикам, они трудолюбивы, дисциплинированны, приветливы и не пьют. Работой очень дорожат, потому что, отплавав сезон, на полученные деньги могут купить у себя на родине целый домик.
Помимо оклада, существует система премиальных. Автоматически с депозитного счета каждого пассажира списываются чаевые – 6 евро в день, так заведено в круизах, и клиенты об этом предупреждены. Бывают прижимистые «персонажи», которые пишут заявление об отказе, но таких немного. Умножьте 6 евро на 3000 человек – получится внушительная сумма... Досконально схема ее распределения не разглашается, но, скажем, у официантов чаевые доходят до 500 евро в месяц.
Будь вы даже сверхобщительным, вряд ли вам удастся перезнакомиться с каждым из тысячи сотрудников, работающих на корабле. Юля узнала примерно 200 человек, отношения между всеми были сдержанно-товарищеские. Видимо, тесное жизненное пространство – а все служебные помещения, расположенные ниже пятой палубы, разительно отличаются от роскошных интерьеров наверху – и постоянная «совместность» и в самом деле не способствуют близости. Наоборот, люди деликатно соблюдают дистанцию в общении. К тому же некоторые департаменты представляют собой закрытые структуры.
Например, служба безопасности. Охрана порядка на таком объекте, как огромный океанский лайнер, посещающий разные страны, поставлена очень серьезно. Этим на Мusica занимались израильтяне – красивые, с хорошим телосложением парни, владеющие несколькими языками, но не слишком коммуникабельные. Спецслужбы их страны, которые имеют репутацию чуть ли не лучших в мире, дают своим бойцам безупречную подготовку. Про начальника службы было известно, что он участвовал в военных действиях. Таможенные формальности тоже относятся к компетенции охраны: допустим, американцам при посещении Ливии и Египта не разрешается сходить на берег; в Тунисе есть определенные ограничения для людей с израильскими паспортами и т. д.
Морской экипаж (cru members) – в некотором роде элита. Достаточно сказать, что живет он не внизу, а на привилегированной 10-й палубе. Капитаны меняются в течение сезона. Несмотря на то, что многое на лайнере автоматизировано, все-таки ответственность за навигацию такой махины – дело обременительное, психика утомляется. Юля убедилась в этом, когда однажды сопровождала на капитанский мостик VIP-клиентов, друзей самого владельца MSC. С 2007 г. нахождение там посторонних по нормам безопасности запрещено, но в данном случае было сделано исключение. Так Юля оказалась в святая святых, среди сложной электроники и радаров стоимостью по 100 000 евро каждый. При совершении маневров – швартовке, отправлении, прохождении узких проливов – штурвал всегда в руках у капитана, в остальное время у пульта управления дежурят офицеры. Клиенты как раз хотели посмотреть на рулежку, дело происходило в Марселе. Старый французский порт для такой громады, как Мusica, слишком мал, а тут еще параллельным курсом заходил другой лайнер. По напряжению на лице капитана было видно, что выполняемые им действия требуют предельной концентрации.
Чрево корабля
Четырем тысячам человек нужно каждый день есть. Причем, клиенты, как правило, связывают отдых с обильным и вкусным питанием. То, как организован огромный кухонный цех на судне, вызывало у Юли восхищение. Любознательная от природы, она постепенно узнавала подробности, что косвенным образом обогащало ее как специалиста, позволяя давать клиентам больше интересной информации.
Когда ни зайдешь на корабельную кухню, она поражает чистотой, блеском отдраенных поверхностей. Хотя работают там преимущественно мужчины, 200 человек в одну смену, а вот, поди ж ты, порядок образцовый! Антисанитария в круизе абсолютно недопустима, потому что в замкнутом пространстве чревата возникновением эпидемий. Помещение, где ежедневно производятся целые горы еды, в действительности очень компактно. Все пустоты заполнены кухонной утварью, продуктами и т. д. Причем, последних сюда доставляется ровно столько, сколько нужно приготовить именно в этот день, более емкие хранилища находятся на второй и третьей палубах. Существуют внутренние грузовые лифты и скрытые пути коммуникации, которыми может пользоваться только персонал, поэтому клиенты никогда не видят людей с тележками.
Над всем здесь главенствует Технология, что проявляется даже в том, через какие двери должны входить и выходить официанты, чтобы не столкнуться подносами. Есть way out – через нее выносят еду в зал. А way in – для грязной посуды. Отдельная дверь используется, чтобы разносить спиртное. Наличие продуманной системы исключает всевозможные сбои, ведь все делается в темпе.
Кухня оборудована с учетом морской специфики: все закреплено, привинчено-прибито. Как ни удивительно, но запах еды ощущается мало – настолько мощная тут система вытяжки. Есть, допустим, специальное устройство, позволяющее быстро охлаждать приготовленные продукты, которые затем можно ставить в холодильник. Многое готовится заранее и даже ночью, а 100-литровая кастрюля супа естественным путем будет остывать ну очень долго.
Шеф-поваром на Мusica был итальянец, работающий в гражданском флоте с 1965 г.! Однажды Юля проводила экскурсию для туристов, и один задал ему вопрос, чем работа круизной кухни отличается от отельной. Шеф сказал: да ничем, разве что во время качки можно готовить гораздо меньше – у туристов нет аппетита.
Осенью у Юли закончится контракт. Семь месяцев плавания сделали ее другим человеком. «Немного дурдом», но в целом – очень познавательно. Юлины данные останутся в огромной базе MSC, и, скорее всего, в следующем году ее опять пригласят. Но продолжать она не хочет. Все-таки это занятие для человека, ничем не связанного. Саймон, например, который задержался в круизах, грустил о том, что дети выросли без отца. Юля намерена найти себе занятие на суше. После круизной школы ей теперь многое по плечу.
Круиз в цифрах
10 000–15 000 тарелок используются на океанском лайнере только за обедом, и 100–150 предметов посуды разбиваются. За один средиземноморский круиз клиенты съедают 1800 кг сахара, 10 тонн муки, 2400 л растительного и 1500 кг сливочного масла, 36 тыс. яиц, 19 тонн птицы, 7 – рыбы, 18 – фруктов, 14 – овощей, 2,8 – пасты, 2,7 – риса, 2,5 – сыра. Все это запивается 10 тыс. л пива!
Продукты загружают на борт не единожды, а пополняют в портах. Допустим, когда Musica заходит в Геную, ее прибытия ждут 12 набитых провиантом грузовиков по 22 тонны каждый.
Красивый бизнес
MSC – частная компания, которой владеет Жан-Луиджи Апонте, живущий в Сорренто. Его предприятие, основанное в 1970 г., – второй в мире грузоперевозчик, а в личной собственности сеньора Апонте 380 судов. Круизная линия появилась у него относительно недавно и, судя по всему, является любимым «младшим ребенком». Все корабли он называет мелодичными именами: Lirica, Рoesia, Fantasia (ту же направленность имеют внутренние названия: палуба Maestro и пр.) и всякий раз устраивает спускаемым на воду объектам пышные «инаугурации». В качестве «крестной мамы» выступает Софи Лорен, оркестром дирижирует Эннио Морриконе… Со стилем он, этот Апонте.