Краткий обзор правил в Турции, Таиланде, ОАЭ, Египте и на Мальдивах
Ради уникальных кадров с высоты птичьего полета туристы все чаще берут на отдых дроны. При этом в каждой стране действуют свои правила на ввоз беспилотных летательных аппаратов, а для нарушителей предусмотрены строгие меры вплоть до лишения свободы. Редакция уточнила основные особенности их использования на популярных туристических направлениях.
Турция
В соцсетях немало классных видеороликов природных достопримечательностей Турции, которые выкладывают туристы. По их откликам, провоз квадрокоптеров и другой подобной техники на курорты – дело несложное.
Для дрона массой больше 0,5 кг туристу необходимо иметь на руках разрешение от Национального управления гражданской авиации, которое получают онлайн заранее. При этом ведомство просит в последующем уведомлять о каждом старте. В инструкции DGCA, в частности, отмечено, что аппараты с меньшей взлетной массой освобождены от требований законодательства. Для коммерческого использования и устройств тяжелее полкило при запуске могут потребовать лицензию пилота.
Запретная зона – 5–9 км от военных объектов и аэропортов. Также нельзя летать над людьми, поэтому персонал в отелях нередко не дает своим постояльцам запускать дроны. Высота ограничена 120 м, а радиус – пределами прямой видимости. Среди новшеств – страховка техники. За все нарушения предусмотрены крупные штрафы или тюремное заключение.
В пабликах поминают, что в Турции довольно часто вносят изменения в правила и советуют уточнять их перед посещением страны. Штрафы за нарушения правил доходят до 3 тыс. евро (1 евро – 106 руб.). Среди рекомендаций – при оформлении запроса на разрешение отправить снимки аппарата, шильдиков с номерами и подтверждение технических параметров, а также иметь возможность показать их на таможне.
Мальдивы
Для помощи туристам в легализации беспилотников на Мальдивских островах создали памятку на сайте Министерства гражданской авиации. В ней все выглядит просто. Сначала получают разрешение от администрации отеля или острова, на который собрался иностранец. Второй шаг – одобрение военных. И затем – регистрация у авиавластей. На деле сложнее – в пабликах есть жалобы на то, что туристам не всегда удавалось получать ответы на запросы.
Удобно, что оформление документов предусмотрено заблаговременно. А на отдыхе – следует лишь выполнять правила безопасности во время полетов. В числе ограничений, кроме традиционно военных и прочих гособъектов, – избегать соседства с гидросамолетами, которые курсируют между островами.
Нельзя летать над отелями, в том числе и потому, что душевые на виллах нередко без крыши, над частными территориями. В ряде природных парков и заповедников полеты запрещены для спокойствия животного мира. В MCAA постоянно добавляют новые требования: из последних – не фотографировать людей без их разрешения и предоставление подробных планов каждого полета дрона. При несоблюдении ограничений – от конфискации аппарата до выписки штрафа.
Таиланд
Ввоз коптеров в Таиланд не регламентирован, но официально запускать их можно только после регистрации. С января 2023 года за игнорирование правил – штраф до 100 тыс. бат (1 бат – 2,7 руб.) или до 5 лет лишения свободы.
Туристы отмечают, что получить разрешение на полеты любого дрона практически невозможно, когда турпоездка рассчитана на 10–14 дней. И сделать заблаговременно это нельзя: среди документов должен быть скан страницы паспорта с отметкой о пересечении границы.
Первый пакет документов отправляют в Национальный телекоммуникационный комитет: NBTC выставляет счет на оплату 214 бат через банк и в течение недели высылает одобрение. Затем необходимо купить страховку на аппарат. Без нее невозможна регистрация в CAAT: в Управлении гражданской авиации Таиланда процедура занимает до 2 недель. В соцсетях есть помощники, которые за плату помогают якобы быстрее получить разрешения.
После преодоления всех этих формальностей беспилотнику не следует летать ближе 9 км от аэропортов, трех десятков метров от зданий, транспорта и людей и не выше 90 м. За любое отступление от правил – также приличный штраф и тюрьма.
Египет
Законный запуск беспилотника для туриста в Египте возможен лишь в теории. Несколько лет назад в стране были запрещены их ввоз и использование без санкции военных. В пабликах нет упоминаний, что кому-то из отдыхающих удалось ее получить.
За регулирование в этой области, как и в других странах, отвечает ведомство гражданской авиации. Для начала получают в GCAA разрешение эксплуатанта – на это отведено до 3 недель при соблюдении заявленных требований. Затем оформление оператору права на управление. Далее – заявка на каждый запуск, на рассмотрение которой уходит до 2 недель. В стране есть фирмы, которые имеют право на использование коптеров, и они по заказу организовывают съемки.
Нередко туристы берут с собой дрон на авось. В чатах рассказывали, что удавалось пронести устройство через египетскую таможню, кто-то умудрялся прятать его в багаже, разобрав на части. Чаще всего на границе нелегальную технику конфискуют, и не факт, что ее удастся получить обратно при возвращении домой.
За полеты без разрешения нарушителя ждут долгие разбирательства в полиции. Наказание предусмотрено жесткое, вплоть до лишения свободы. Ранее «ТурДом» рассказал историю жительницы Тюмени, у которой квадрокоптер нашли уже при выезде из Египта. Туристку спасло лишь то, что она только лишь опробовала запуск в номере отеля. Вообще-то за незаконный ввоз может грозить до 7 лет заключения или штраф до 50 тыс. фунтов (1 фунт –3,2 руб.).
ОАЭ
В начале прошлого года в ОАЭ запретили полеты частных дронов, а в январе 2023 года продлили ограничения на неопределенный срок. За нарушение – крупный штраф или 2 года тюрьмы.
Для посещения страны с беспилотником туристу необходимо зарегистрировать его до прибытия. Заявку подают на сайте Дирекции гражданской авиации. В Дубае требуют получить дополнительное одобрение от соответствующего управления эмирата – DCAA: услуга платная. Фото аппарата и документы в распечатанном виде надо всегда иметь при себе.
Как уточнили в паблике, при запросе в таможню Дубая туристу предложили оформить онлайн-разрешение на ввоз коптера без права его запускать за 220 дирхамов (1 дирхам – 27,2 руб.). Такая возможность подходит для тех, кто, например, далее следует на пересадку в другой эмират.
Неизвестно, когда в ОАЭ вновь разрешат полеты для любителей, но следует помнить, что по правилам дроны до 5 кг возможно запускать в дневное время и при хорошей видимости на высоте до 122 м. Для определения безопасной зоны создано мобильное приложение My Drone Hub. Управление техникой по радиосвязи ограничено по мощности сигнала и в диапазонах частот.
В чатах отмечали, что надо следить за тем, что попадает в кадр. Например, нельзя снимать частные владения и гособъекты. Противозаконны полеты рядом с общественными местами и ближе 5 км от любых аэродромов.
Транзит и перевозка дронов
Перед поездкой в соцсетях советуют уточнять требования авиакомпании к перевозке беспилотников. Где-то разрешено брать их в салон, у других – сдавать в багаж, бывает запрет на провоз аккумуляторов в грузовом отсеке и ограничение мощности заряда.
При транзите через третьи страны рекомендуют не рисковать и предупреждать на таможне о технике. Например, при досмотре в Дохе туристам оформляют ее на хранение, а при возвращении в аэропорт отдают. В паблике предупреждают, что на получение вещи надо заложить побольше времени – не всегда удается быстро найти дежурного.
Такая же процедура в аэропорту Дубая: ручную кладь при выходе в город проверяют полностью. Дроны отправляют на хранение: первые сутки бесплатно, далее – по 100 дирхамов за каждый последующий день. Случаются и «послабления»: в соцсетях рассказали, что офицер разрешил пронести Mavic Air 2 на том основании, что он «маленький». Правда, владелец заранее снял лопасти и аккумулятор.
Своим опытом также поделился турист, делавший пересадку в Абу-Даби. Один коптер в его багаже был найден и отправлен на хранение. Второй он сунул в карман и прошел незамеченным через сканер – недосмотр персонала. «В Стамбуле беспилотник беспрепятственно вынесли в город в сумке, а затем также прошли с ним обратно», – рассказал другой путешественник.
Примеров ухищрений, как наши соотечественники проносят дроны через таможни в разных странах, в соцсетях достаточно. Однако это не повод для туристов нарушать существующие правила и рисковать: испорченный отпуск будет лишь малой неприятностью в случае уличения в контрабанде.