Запреты на полеты в Европу могут изменить схемы работы в туризме
В конце июня, не дожидаясь прямых санкций со стороны европейских авиавластей, Ространснадзор и Росавиация ввели ограничения на полеты в Европу для девяти российских авиакомпаний. Напомним, что из-за этого туроператорам, использовавшим, в частности, рейсы «Кавминводыавиа» в Барселону и Варну, пришлось срочно искать альтернативные варианты доставки туристов.
Как полагают некоторые эксперты, «резать по живому» пришлось еще и потому, что на отечественном рынке пассажирских авиаперевозок и без замечаний Евросоюза к безопасности лайнеров давно уже очевидны системные проблемы, требующие срочного решения. В первую очередь это устаревшая техника. «Компании, не способные перейти на новый авиапарк и современные методы управления им, будут вынуждены уйти с рынка. Последние действия российских и европейских авиавластей ускорят этот процесс», – отмечает Борис Рыбак, директор фирмы «Инфомост». В то же время есть мнение, что эти события – отголоски войны за рынок между российскими и европейскими перевозчиками.
Маргарита Давликанова, замгендиректора «Инна Тур», полагает, что на фоне неминуемого сокращения числа чартерных авиакомпаний часть туристического пассажиропотока может достаться европейским дискаунтерам, все активнее приходящим в Россию. «По мере рас-ширения маршрутной сетки low-cost-перевозчиков выкуп блоков мест на их регулярных рейсах станет для туроператоров реальной альтернативой ненадежным чартерам», – считает эксперт.
Специалисты туррынка единодушны в оценке последствий проводимой властями зачистки авиапредприятий – перевозочная часть в стоимости пакетов возрастет, однако есть надежда, что проблем с задержками рейсов станет меньше. Такое развитие событий вполне устроит потребителей туруслуг, уставших от «ненавязчивого сервиса» авиакомпаний. Уже сейчас, по крайней мере на европейских направлениях, наблюдается усиление спроса со стороны туристов на более дорогую, но надежную перевозку.
Ценой Россию не объять
Low-cost-перевозку тормозят «антидемпинговые» меры властей
Европейские низкобюджетные авиакомпании расширяют маршрутную сетку в России. 16 августа, например, стартуют регулярные рейсы Москва – Осло дискаунтера Norwegian, до сей поры летавшего в Норвегию только из Питера.
Заявленная стоимость перевозки из столицы – от 296 евро туда и обратно, ниже цены регулярных рейсов, установленной традиционными авиакомпаниями. Однако остается неясным, будет ли такой тариф востребован у туроператоров для выкупа блоков мест. Как сообщил нашему корреспонденту Максим Пирогов, замгендиректора «Невы» (Санкт-Петербург), за тот год, что Norwegian поднимает борта из Северной столицы, у нее так и не сложилось сотрудничество с авиакомпанией. «Предлагаемые цены приемлемы только для туристов-индивидуалов», – подчеркнул эксперт.
Западным дискаунтерам, работающим в России, приходится придерживаться более высокой, чем в Европе, ценовой политики из-за нижней тарифной планки, введенной Росавиацией для пассажирских авиаперевозок. Мера декларируется властями как антидемпинговая, направленная на защиту отечественного авиарынка. Между тем Игорь Кравчук, заместитель генерального директора «Внуково Хэндлинг», отмечает: «В Европе не рассматривают лоукостеров как прямых конкурентов традиционным авиакомпаниям».
Французские визы: было долго, но недорого
Стало еще дольше и дороже…
С открытием 15 июня визового центра Франции (VFS) туроператоры связывали самые радужные надежды. Однако уже в первые дни деятельность центра вызвала больше вопросов, чем дала ответов. Вместо публично анонсированных на самом высоком уровне «трех-четырех суток на оформление въездных документов» операторы получили те же, если не большие, сроки и массу новых бюрократических наворотов. К тому же помимо консульского сбора с туристов теперь надо взимать плату за услуги VFS – 900 рублей с человека.
Проблемы с получением виз во французском консульстве начались еще в прошлом году, когда период выдачи документов был увеличен с одной недели до двух. По подсчетам экспертов, организованный турпоток в страну из России сократился тогда на 20, а по некоторым данным – даже на 40%. Однако к старту нынешнего сезона туроператоры худо-бедно приспособились к новым условиям – адаптировали свою работу с туристами под указанные сроки. Теперь же у игроков французского направления создается впечатление, что их обманули. Консульство попросту отказалось от своих обещаний, заявив после открытия визового центра, что «сроки оформления документов будут… сохранены». Светлана Куркович, замгендиректора по туризму «Инна Тур», отмечает: «Операторы планировали свои финансовые риски, связанные с бронированием авиабилетов и отелей, исходя из того, что визы, как и обещала французская сторона, будут готовить за три дня».
Сам VFS в лице его руководителя Владимира Гордеева объясняет проблемы «недостаточной квалификацией персонала», который прошел лишь двухнедельную стажировку. При этом, по признанию г-на Гордеева, на адаптацию сотрудников потребуется около трех месяцев. Остается неясным, зачем было вводить столь сомнительную практику в пик сезона, ставя под угрозу летние программы.
Эксперимент французского консульства по коммерциализации визовых услуг – не первый опыт для шенгенских государств. Так, при посольстве Италии уже давно введена запись на подачу документов по платному телефону частной структуры. Однако претензий к работе посольства по этому поводу до сих пор не возникало.
«Реакс» вместо релакса
Сохранит ли МГП голову?
В конце июня был сорван покров коммерческой тайны с очередного сетевого проекта, в котором участвует Андрей Озолинь – основатель и бывший владелец «Магазина горящих путевок». Вместе с действующим гендиректором МГП Сергеем Агафоновым он вошел в состав учредителей компании «Реакс», предлагающей услуги пультовой охраны.
По мысли создателей, «Реакс» объединит под своим брендом частные охранные предприятия всех крупных городов России, обеспечив им централизованный маркетинг и технологии по оптимизации информационных потоков. В результате клиент сможет вызвать по тревоге охрану практически из любой точки страны.
Люди, близко знающие Андрея Озолиня, не удивляются такому повороту сюжета: этого предпринимателя всегда отличала тяга к экспериментам в новых областях. Трудовой путь он начал в армии, во времена перестройки зарабатывал на составлении и распространении гороскопов, потом занимался шоп-туризмом, после чего переключился на сетевую розницу, издательскую деятельность, интернет-проекты... Этот богатый и разноплановый опыт он соби-рается теперь применить на рынке безопасности: «В плане сетевой самоорганизации ситуация в этой сфере примерно та же, что и в туризме в конце 90-х». Одна из функций г-на Озолиня в проекте – развитие франчайзинга.
А как насчет Сергея Агафонова? Говорит ли его присутствие в числе акционеров «Реакса» о намерении уйти из туризма? Потеря этого топ-менеджера способна серьезно повредить «Магазину горящих путевок»: связи и давние партнерские отношения г-на Агафонова с руководителями операторских компаний – одно из конкурентных преимуществ сети, которая, по оценкам экспертов, уже не является продажеобразующей для большинства производителей турпродукта. Мнение самого Агафонова выяснить не удалось. Однако Андрей Озолинь в интервью «ГЛ» сообщил, что его партнер не планирует менять сферу деятельности. Александр Комарницкий, глава холдинга «Туральянс», владеющего МГП, высказался в том же ключе: «Реакс» создавался фактически на моих глазах, и я знаю, что для Сергея участие в этом проекте – просто возможность выгодно вложить средства от продажи его доли в МГП». С позиции бизнесмена г-н Комарницкий позитивно оценил перспективы «Реакса»: «Он не внедряет новую услугу, но предлагает хорошую упаковку для востребованного сервиса пультовой охраны. Примерно то же самое Андрей делал в туризме».