Будет ли китайское лето похоже на китайскую зиму?
Рассчитывая на рекламную отдачу от олимпийской шумихи, российские ТО в преддверии зимы-2008/09 повысили ставки на Китай. Тем сложнее им было в ходе сезона минимизировать потери от кризиса. В январские каникулы турпотоки из России на пляжные курорты Саньи (о. Хайнань) у разных компаний сократились на 35–60% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Снижение новогодних продаж по континентальной части страны, основной интерес к которой диктует экскурсионный туризм, оказалось не столь значительным и составило 10–15%. Правда, и зима не лучшее время для познавательных путешествий.
О том, как развивались события на направлении и какие прогнозы можно сделать на лето, – в этой статье.
Остров. Скидки в обмен на рекламу
На сокращение зимних комитментов хайнаньские гостиницы пошли достаточно легко. «Еще до Нового года почти 50% жестких квот мы и наши партнеры сняли без штрафа», – рассказал корреспонденту «ГЛ» Сергей Назаров, президент компании China Travel. Однако общие объемы «наземки», законтрактированные в канун кризиса, были на-столько велики, что даже такая корректировка не позволила удержать программы в пределах рентабельности.
Тем более что цены хотельеры острова снижали неохотно. Особенно китайские бренды, чья финансовая политика регулируется государством. По словам г-на Назарова, их уступки ограничились 15% от предполагавшихся новогодних тарифов. Зато представленные на Хайнане транснациональные гостиничные группы снизили цены на 20–40%. «Эти цепочки в Китае ориентируются на внешний рынок, по которому кризис ударил сильнее, чем по внутреннему. Соответственно, с ними легче торговаться», – поясняет Андрей Кузнецов, президент компании ЮЖНЫЙ КРЕСТ.
Так или иначе, в высокие даты операторам пришлось подхлестывать спрос радикальными SPO. «Новогодние 12-дневные туры с размещением в отелях 4* предлагались за $1900», – поделился Дмитрий Гора, руководитель китайского отдела «Асент Трэвел». В прошлом году такой продукт был на 30% дороже.
После праздников продажи по Хайнаню пошли на сезонное снижение. Оно связано с китайским Новым годом (в этот раз он выпал на 26 января) и сопутствующими недельными каникулами, когда на остров едут отдыхать сами китайцы.
Выйдет ли в текущем сезоне направление из «февральской впадины»? Эксперты осторожны в прогнозах: по их словам, активизация турпотока на остров возможна только при дальнейшей уценке гостиниц. Сейчас тарифная кривая держится в среднем на отметках прошлого сезона и хотельеры еще более скупы, чем в Новый год, – делают туроператорам скидки только в обмен на рекламную поддержку. «Если ничего не изменится, то Хайнань в этом году может потерять российского туриста», – предполагает Сергей Назаров.
На большой земле. Пока спячка, но надежда брезжит
В отличие от пляжных островных гостиниц, отели материковой части Китая в феврале не корректировали прайсы. Да и зачем, если зима – низкий сезон, к которому здесь уже давно приспособились. Похоже, менеджеры гостиниц дожидаются начала традиционной весенней активизации туристов, чтобы самим ощутить изменение спроса, а потом уже принимать меры. Такой подход не устраивает российских операторов – они-то на практике знают, как падает динамика продаж на других направлениях, и хотят спланировать приемлемые цены. Так что сейчас, в феврале, они решительно занимаются выбиванием скидок на гостиницы в Пекине, Шанхае, Сиане, Чжэнчжоу.
Эксперты напоминают, что в 2008 г. континентальный Китай был фактически закрыт для массового туризма – сначала из-за землетрясения в провинции Сычуань, а затем по причине проведения Олимпиады. И сейчас нужны особые меры, хотя бы в какой-то степени восстанавливающие турпоток на фоне мировой экономической депрессии. «Тем не менее, пока отели не демонстрируют готовности к уступкам», – делится наблюдениями Ольга Ламрини, возглавляющая китайский отдел в компании «Экспресс Лайн». А вот Дмитрий Гора рассчитывает, что гостиничные прайсы на весну и лето будут ниже прошлогодних на 15%. В комплексе с удешевлением перевозки (подробности ниже) 7-дневные экскурсионные турпакеты с проживанием в отелях 4* могут подешеветь в среднем на $250, то есть примерно на 20% от стартовой планки сезона-2008.
«В таком случае по стоимости экскурсионного дня Китай сравняется с Европой, что положительно повлияет на спрос», – говорит г-н Гора. Правда, добавляет: серьезный интерес к стране есть только у москвичей и петербуржцев, причем последних сдерживает дефицит перевозки. В регионах же, по мнению эксперта, люди «зациклились на пляжном отдыхе, спрос на «экскурсионку» предстоит еще формировать».
Возвращаясь к ценовой ситуации, Сергей Назаров тоже высказывает мнение, что тарифные коррективы вероятны: «Принимающие туроператоры чувствуют изменение глубины продаж: в прошлом году она составляла три-четыре месяца, а теперь – три-четыре недели, как в начале 2000-х. А китайцы любят стабильность и уже отвыкли от бронирования last minute».
Перевозка. Кому ужиматься, а кому расширяться
Работа по оптимизации затрат на транспорт (а именно «воздух» составляет львиную долю стоимости тура в Китай) началась еще перед Новым годом и продолжается по сей день. Прежде всего речь идет о трассе Москва – Хайнань.
В декабре на этом направлении была вдвое уменьшена периодичность вылетов авиакомпании «Трансаэро»: теперь выполняется один рейс в неделю. Также до Нового года отменили рейсы на Санью а/к «Россия» из Санкт-Петербурга, «Трансаэро» и S7 Airlines из Новосибирска, а в январе – «Трансаэро» из Екатеринбурга. Правда, полеты «Трансаэро» из Новосибирска, вероятно, приостановлены только до 21 марта – затем их обещают возобновить в прежнем режиме, раз в две недели.
Не состоялось и запланированное на 1 января 2009 г. двукратное увеличение регулярной частоты China Eastern Москва – Санья. В итоге до начала февраля вылеты выполнялись раз в две недели, а затем прекратились. Как говорит Андрей Кузнецов, с 14 марта программа будет восстановлена.
Де-факто рейс China Eastern консолидируют ЮЖНЫЙ КРЕСТ и «Трансаэро Турс Центр». Однако заказчики еще в прошлом году сочли за благо отдать 27% емкостей компании «Мегаполюс турс», которая входит в Русско-китайский клуб (РКК), объединяющий также «Джет Тревел», АВС ИСТ ЛАЙН, China Travel, China Tour & Business Travel и др. Представители РКК надеются, что в случае возобновления программы их альянс, пока не располагающий собственными чартерами на Хайнань, станет ее заказчиком. Впрочем глава ЮЖНОГО КРЕСТА уверяет, что смена консолидаторов невозможна.
В небе континентального Китая ситуация гораздо проще, поскольку здесь представлена только «регулярка». ТО, отправляющие туристов в Пекин, смогли договориться с одним из двух назначенных перевозчиков – Air China – и сокра-тить блоки на Новый год. Кстати, опрошенные «ГЛ» эксперты сошлись во мнении, что эта авиакомпания еще до кризиса стала гибко выстраивать политику работы с операторами. От «Аэрофлота» особой лояльности ждать не приходится, но и проблем тоже нет: он продает ТО билеты только под запрос.
Что показательно, к лету нацперевозчики собираются укрепить свое присутствие на направлении. Причем «Аэрофлот» не исключает увеличения частоты полетов и расширения их географии. Китайцы планируют повысить нагрузку на трассе между Москвой и Пекином: с 29 марта число еженедельных рейсов вырастет с семи до десяти. При этом среднюю стоимость на билет в два конца Air China снизила по сравнению с весной прошлого года на 1800– 2000 руб. Ценовые намерения «Аэрофлота» пока не-ясны.
Не исключено, что авиакомпании перенасытят рынок регулярной перевозки, но это будут уже их риски.
Кандидат на оживление рынка
По мнению представителей Русско-китайского клуба, на направлении континентального Китая нужен перевозчик, способный «оживить рынок». «Аэрофлот» не желает давать ТО блоки, а Air China напрямую подчиняется правительству Китая, и представителям бизнеса не всегда легко договориться с этой авиакомпанией.
Таким игроком может стать компания Hainan Airlines, которая осуществляет перевозку в Пекин из Владивостока, Иркутска и Новосибирска, а с апреля планирует поставить рейсы в китайскую столицу и далее в Санью из Москвы и Петербурга.