Рейтинги популярности направлений туризма и предпочтений сотрудничества с туроператорами. Прогноз на лето-2014
Служба «БАНКО» представляет результаты традиционного маркетингового исследования столичного туристического рынка. Начнем с общих ожиданий от сезона – с прогноза популярности ключевых направлений. А на следующих страницах перейдем к частному – к анализу предпочтений сотрудничества с туроператорами по этим странам.
Турция или Греция?
Вспомним итоги прошлого лета. После многолетнего лидерства в рейтинге топовых направлений выездного туризма Турция впервые уступила первое место Греции. Сейчас, как видно из таблицы с результатами опроса, московские агентства вновь считают Турцию приоритетным направлением сезона.
В пользу Турции работают как минимум два фактора. Пожалуй, главный – это значительный рост курса евро относительно рубля, что автоматически сделало «долларовую» Турцию более привлекательной. К тому же Турция год назад оказалась в тени из-за рекордного роста популярности Греции. В прошлом году турпоток из России впервые перевалил за миллион, но этот рост был во многом простимулирован туроператорами, распродававшими туры на греческие острова за 180–200 евро.
Участники рынка справедливо замечают: в течение сезона ситуация может не раз измениться. И виной тому не только конкуренция, но и внешние причины. Туристический рынок сейчас очень политизирован, «засада» может оказаться даже там, где ее никогда не было. В конце апреля, например, стало известно об ужесточении требований к въезду в Турцию: паспорт туриста должен действовать не менее четырех месяцев после окончания поездки. Возникла паника, туристам пришлось отказываться от оплаченных туров, а туроператорам – искать альтернативные варианты. И хотя турки спохватились и отложили нововведения до конца 2014 года, эта суматоха точно не пойдет на пользу турецким курортам. А вот Греция, наоборот, демонстрирует лояльность. Так что вопрос о том, какое направление № 1 на московском рынке, остается открытым.
Неоднозначная Европа
В этой связи стоит обратить внимание на Испанию, которая тоже впервые приняла миллион туристов из России. Страна пока находится на третьем месте в рейтинге предпочтений московского рынка, но ее прогнозная котировка выросла, подтверждая положительную динамику прошлых сезонов. Причина, вероятно, та же, что и у Греции, – лояльность к туристам из России. Весной, когда в СМИ обсуждали сообщение о возможном ограничении выдачи испанских виз, последовало сразу несколько опровержений: и Министерство туризма, и предпринимательское сообщество уверяли, что туристы из России – желанные гости.
Зоной роста, судя по результатам опроса, московские агентства считают и Кипр, вокруг которого, в отличие от Европы в целом, держится положительный информационный фон. Власти этой страны критиковали введение санкций против России, а министр иностранных дел в апреле заявил, что они могут уничтожить кипрскую экономику. Да, это лишь слова, но у Кипра есть и вполне осязаемое преимущество: легкая, быстрая виза, позволяющая туристам планировать отпуск, не опасаясь отказа.
А вот Италия в прогнозном рейтинге недосчиталась агентских предпочтений, даже несмотря на то, что итальянцы пообещали выдавать бесплатные мультивизы тем, кто приезжает на мероприятия в рамках Года туризма Италии в России. Безусловно, это плюс, но для поднятия популярности направления этого недостаточно.
Они могут больше
Самый заметный недобор голосов в этот раз у летнего Египта: сейчас у него шестое место и 4,4% голосов (минус 3% относительно аналогичного исследования годичной давности). А ведь не так давно, в 2009 году, Египет был на четвертой строчке и привлекал более 9% голосов агентств. Очевидно, что направление все еще страдает от последствий смены власти и периодически случающихся терактов (например, в феврале в районе Табы). И хотя в последнее время плохие новости из Египта приходить перестали, многие туристы выбирают другие направления. Впрочем, туроператоры оптимистичны: на майские праздники был хороший спрос, да и лето обещает быть неплохим – недорогой «долларовый» Египет вполне может оттянуть часть туристов с европейских направлений.
И в заключение – несколько слов о России. Вопреки ожиданиям, прирост – всего 0,2%, что еще раз подтверждает: московские агентства ориентированы на выезд, а их крупным партнерам-туроператорам еще только предстоит освоить этот во многом не организованный рынок.
Рейтинг популярности направлений туризма
(прогноз на сезон лето-2014)
Направление | Итог сезона лето-2014, % | Итог сезона лето-2013, % | Изменение, +/- |
---|---|---|---|
Турция
| 25,0
| 24,7
| 0,3
|
Греция
| 23,9
| 22,3
| 1,6
|
Испания
| 19,4
| 17,4
| 2,0
|
Италия
| 6,5
| 7,5
| -1,0
|
Кипр
| 4,6
| 2,7
| 1,9
|
Египет
| 4,4
| 7,4
| -3,0
|
Болгария
| 3,1
| 2,2
| 0,9
|
Россия
| 1,7
| 1,5
| 0,2
|
Тунис
| 1,7
| 1,1
| 0,6
|
Мальдивы
| 1,0
| 0,4
| 0,6
|
Франция
| 1,0
| 1,8
| -0,8
|
Хорватия
| 1,0
| 2,3
| -1,3
|
В таблице представлен рейтинг популярности направлений, подготовленный Службой "БАНКО" в качестве прогноза на сезон лето-2014. Он приводится в сравнении с аналогичными исследованиями, сделанными накануне сезона лето-2013. Все данные получены в ходе опроса топ-менеджеров более 600 турфирм Москвы. Репрезентативные выборки составлены на основе базы данных Службы "БАНКО". |