Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

У туриста и турагента возник конфликт из-за комиссии за несостоявшийся тур

Юрист прокомментировал ситуацию

18.11.2020, 10:45

В редакцию TourDom.ru по форме обратной связи обратился со своей проблемой турист Дамир Х.

Три недели назад он приобрел в одном из московских турагентств турпакет за границу общей стоимостью 298 тыс. руб., оплатил всю сумму. После того как наступила дата поездки, вылет несколько раз откладывался, а затем тур и вовсе был аннулирован – авиакомпания, которой планировался перелет, не получила разрешения на маршрут.

Турагентство вернуло Дамиру деньги, однако не полностью: удержало 16,4 тыс. руб. за «консультационные услуги» и еще 3 тыс. руб. – комиссию за перевод средств на банковскую карту.

«Вознаграждение за консультацию действительно фигурировало в соглашении, подписанном одновременно с договором реализации турпродукта, но ведь забронированная для меня поездка отменена, почему же я должен платить за помощь в подборе тура, который не состоялся не по моей вине?» – недоумевает турист.


По словам руководителя компании «Юристы для турбизнеса Байбородин и партнеры» Александра Байбородина, в суде у турагента есть шансы на успех, хотя до сих пор нет 100% сложившейся практики. С одной стороны, розничная туркомпания формально выполнила свои обязательства, что ко всему прочему подтверждено актом. Тот факт, что тур отменен, от нее не зависит – это решение туроператора. А значит, у турагента нет оснований отказываться от оплаты. Однако иногда суды предписывают вернуть туристу все внесенные им деньги. Кроме того, по некоторым делам суды признавали незаконным само соглашение с туристом об оказании консультационных услуг, впрочем, в тех случаях акт выполненных работ не оформлялся, да и условия не всегда прописывались грамотно.

Юрист поясняет: ввиду относительно небольшого размера суммы, вокруг которой возник спор, обращение в суд вряд ли оправдано. В чью пользу будет принято решение, предугадать сложно, а издержки по оплате судебных представителей и другие расходы могут оказаться несопоставимыми с возможным выигрышем. Туристу и туркомпании целесообразнее договориться, например, о скидке на следующую поездку или иных способах внесудебного решения вопроса.

По мнению наблюдателей, турагентству стоило бы пойти на компромисс с клиентом. В неочевидной ситуации настаивать на вознаграждении, пусть даже формально и полагающемся туркомпании, недальновидно. Особенно с учетом нынешнего сложного положения на туррынке. Заняв слишком жесткую позицию, розничный продавец рискует навсегда испортить отношения с туристом, при том что спрос на туруслуги сейчас оставляет желать лучшего.

Обсудить новость

Ещё по теме