Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Туркомпании подвергаются шантажу за использование «чужих» слов в рекламе

Как защититься от «патентных троллей»

27.06.2025, 19:07
Туркомпании подвергаются шантажу за использование «чужих» слов в рекламе
Unsplash

В соцсетях завирусился видеоролик, в котором владелица одного из интернет-сайтов рассказывает, что на нее подали в суд за использование на ресурсе невинного слова «живое» при презентации продукта – «живого масла». Термин «живое» якобы запатентован уфимским коммерсантом Азаматом М., который теперь требует мзду за использование его «интеллектуальной собственности». 

По данным тг-канала «Shot Проверка», Азамату М. принадлежит более 600 товарных знаков. «Патентный тролль» подал уже более тысячи судебных исков на общую сумму более 1 млрд руб. за «незаконное использование» компаниями запатентованных им слов «яблоко», «идея», «лимон», «круг», «карандаш», выражения «хорошо сидим» и даже имени «Наталья» – всего на него уже зарегистрировано 642 товарных знака. 

Как пояснил порталу TourDom.ru основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, СМИ, по всей видимости, упрощенно трактуют проблему: «Вызывает сомнение, что такие общеупотребительные слова могли быть зарегистрированы как интеллектуальная собственность. Это попросту запрещено законодательством. Очевидно, речь идет о патентах на какие-либо изображения, содержащие подобные термины». Что касается туристической сферы, то известно о нескольких попытках ушлых предпринимателей зарегистрировать слова «туризм», «тур», «туроператор», «путешествие», travel и т. п., но все они заканчивались ничем – Роспатент отказывал, так как это «неохранопригодные» термины, которые не могут быть закреплены за кем-либо.    

Однако это вовсе не означает, что туркомпаниям можно не опасаться подвоха: «патентных аферистов» сейчас немало, как и способов шантажа, которые они используют. Известно множество случаев, когда специализирующиеся на подобном вымогательстве отслеживают на туристических сайтах рекламные картинки туристических маршрутов и подают на их регистрацию в качестве товарных знаков. Затем заявляют о своих правах и требуют от туркомпании выплаты «роялти». 

Чтобы застраховаться от подобных действий, Георгий Мохов рекомендует туркомпаниям защищать свою интеллектуальную собственность – подавать на ее регистрацию раньше, чем это сделают потенциальные вымогатели. Предварительно нужно убедиться, что точно такой же товарный знак еще не зарегистрирован в Роспатенте.

Обсудить новость

Ещё по теме