Tourdom.ru: новости, форум, тренинги, вебинары, работа в туризме

Турагенты заметили манипуляции со стороны ряда туроператоров

Тема возврата денег туристам вновь будоражит розницу

15.01.2022, 10:03
Турагенты заметили манипуляции со стороны ряда туроператоров

Турагент Антон Горальчук вынес на обсуждение профессионального сообщества «Трэвел Президиум» свой вариант решения проблемы возврата туристам денег за не состоявшиеся из-за коронавируса туры.

По его мнению, правительству не стоит давать туроператорам новую отсрочку до конца текущего года. «Я – категорический противник бездумного продления сроков возврата по постановлению № 1073. Его принятие в 2020 году было очень правильным шагом, которое уравняло всех участников рынка, позволило спокойно выдохнуть и разобраться с поставщиками и договориться с кредиторами. Порядочные компании так и поступили, непорядочные – использовали его лишь как повод не возвращать деньги, которые у них имеются (по крайней мере, должны)», – поясняет свою позицию Антон. 

«Принесли жареную картошку с сосисками»: ресторатор недовольна гастрономическим туром в Удмуртию
«Принесли жареную картошку с сосисками»: ресторатор недовольна гастрономическим туром в Удмуртию
Почему ожидания туристов иногда расходятся с реальностью и что говорят организаторы?
Екатеринбургский ресторатор Ружена Воробьева поделилась в Фейсбуке впечатлениями от тура в Удмуртию с гастрономическим названием «Вкусно едем в Новый год. Удмуртия угощает». Ожидания полностью разошлись с реальностью. Пост оказался резонансным.
HotLine.travel

В пример он приводит ситуацию по одному из несостоявшихся туров: «Я списался с поставщиками услуг, денег им никто не перечислял, у меня есть письменные подтверждения, что оплаты не поступало, а услуги были отменены без штрафов. То есть деньги – у туроператора и всегда были там, но он их не возвращает просто потому, что так захотел».

Вместо того чтобы продлевать срок возврата денег и поощрять такую практику, по мнению Антона Горальчука, Ростуризму стоит лоббировать другое решение. «Есть прекрасный проверенный рецепт, который был обкатан на “Ланта-тур вояж”: выдать туроператорам беспроцентный кредит в госбанке строго под реестр возвратов туристам, с прямым возвратом денег клиентам от банка, минуя расчетный счет туроператора. В этом случае клиенты гарантированно получат компенсации, а поставщики смогут гасить свои долги перед банком по графику платежей. Они же ведь собирались как-то рассчитываться по долгам? Считаю, что это будет справедливо и эффективно», – делает вывод Антон Горальчук.

Предложение встретило поддержку в сообществе. Другие турагенты пишут, что также заметили манипуляции со стороны некоторых туроператоров – они не перечислили денег отелям, но делают вид, что не могут получить возвраты средств из-за границы. «Это нечестно по отношению к нам и к туристам», – написала одна из участниц обсуждения. Ее коллега жалеет, что в прошлом году отговаривал клиентов обращаться в суды: «Сейчас уже были бы все с исполнительными листами на руках и не выносили мне мозг».

Вопрос о том, прислушается ли Ростуризм и правительство к прозвучавшему предложению давать кредиты? Скептики считают его риторическим – период публичного обсуждения проекта постановления завершился. Сейчас судьба документа зависит от того, какую рецензию он получит в правительстве. 

Аналогию с «Лантой» реализовать в текущих условиях будет непросто. Компания не смогла выполнять обязательства перед клиентами в январе 2012 года после того, как ее работу заблокировал «Мастер-банк». За границей на тот момент находились тысячи туристов. Отельеры, узнав о проблемах «Ланты», буквально брали россиян в заложники, удерживали личные вещи, паспорта, не выпускали за территорию и требовали погасить долг. Назревал международный скандал. К решению проблемы подключился Владимир Путин, в то время – кандидат в президенты. ВТБ выдал кредит «Ланте», чтобы туристы могли спокойно вернуться в Россию явно под давлением «политической воли». 

Источник TourDom.ru считает повторение опыта санации проблем «Ланты» «почти нереальным». Однако он обращает внимание на то, что прессинг со стороны агентов и туристов плохо влияет на обстановку в самих туроператорах – компании, имеющие задолженности по «ковидным» турам, сталкиваются со сложностями продвижения своего продукта. У них нарастает желание найти выход и избавиться от негатива. По данным еще одного собеседника редакции, вполне возможно, в ближайшее время кто-то из крупных игроков объявит программу возврата всех денег туристам до наступления лета, за ним, вполне возможно, потянутся остальные, которые до последнего времени колебались. Это поспособствует снижению напряжения в отрасли. 

Первым из крупных туроператоров, кто объявил о намерении вернуть все деньги туристам, стал Библио-Глобус. В октябре он торопил турагентов, напоминая о возможности получить выплату. А 23 декабря TUI Россия сообщил, что до конца года выполнит все обязательства перед туристами по несостоявшимся «ковидным» турам.

Обсудить новость