Совладелец турагентства Travel Management Андрей Воскобойников обратил внимание коллег – экспертов телеграм-чата «Источники ТурДома» на неадекватно завышенные, по его мнению, расценки за рекламные туры по России.
В пример он приводит пятидневную ознакомительную программу по Байкалу, предлагаемую одним из туроператоров своим розничным партнерам. Ее стоимость – 37 тыс. руб. с человека при двухместном размещении. Специалист лично проверил цены всех составляющих поездки, если заказывать их непосредственно у поставщиков, т. е. уже с учетом заложенной ими прибыли: «Две ночи в отеле "Мир Байкала" (1/2 DBL) – 5000 руб., в Иркутске гостиница не указана, но вряд ли дороже 5000 руб. Экскурсия в Листвянку – 3500 руб., на Ольхон – 7500 руб., на Малое море + Огой – 7500 руб., по Иркутску – 2000 руб. Итого – 30 500 руб. брутто (с комиссией)». Эксперт отмечает, это лишь один из многих подобных примеров, и задается вопросом – почему туроператоры стремятся заработать на розничных партнерах в ознакомительных поездках, тогда как должны быть сами заинтересованы предоставлять наиболее благоприятные ценовые условия? Ведь именно турагенты впоследствии обеспечат им объемы продаж. Цель рекламных туров – не получить маржу, а дать возможность турагентам лично опробовать программы, получить доскональные знания о продукте, который им предстоит предлагать туристам.
Между тем туроператор категорически не согласен с утверждением о «завышенной стоимости» поездки. Вот какой комментарий дал порталу TourDom.ru представитель компании – организатора поездки: «Есть масса нюансов, которые турагенты могут не учитывать. Некорректно сравнивать стоимость отдельных экскурсий и сформированный под организованную небольшую группу индивидуальный тур, предполагающий сопровождение гидом, аренду транспорта, с продуманной логистикой и питанием по маршруту. Приведенные в качестве примера цены вызывают вопросы. Ведь ознакомительный тур предлагается в зимнее время, а это – высокий сезон на Байкале. Турбизнес в регионах старается заработать, чтобы пережить межсезонье. Не стоит ждать исключений и для рекламных групп. Кроме того, принимающие компании предоставляют разный уровень сервиса. Можно поехать на одну и ту же экскурсию и за 2000 руб., и за 5000. При этом транспорт, качество питания, уровень подготовки гидов будут существенно отличаться. Наша цель – предложить качественный, а не самый дешевый продукт».
Тема неоправданной дороговизны рекламных туров по России поднималась турагентским сообществом еще летом. Одной из причин эксперты называли вынужденную переориентацию на внутренний рынок нишевых туроператоров, которые прежде специализировались на отдельных выездных направлениях, до сих пор закрытых из-за пандемийных ограничений. У таких компаний нет годами наработанных контактов с гостиницами в регионах, организаторами экскурсий и т. д. Как следствие, предложить конкурентный по цене продукт непросто.
Вместе с тем специалисты обращают внимание на тот факт, что у российских отельеров до сих пор нет понимания необходимости сотрудничать с организованным туррынком. Ставка делается преимущественно на прямые продажи и реализацию номеров через онлайн-агрегаторы. А уж о том, чтобы выделять туроператорам размещение по сниженным ценам под рекламные туры, как правило, речи вовсе не идет. Между тем на массовых выездных направлениях – в Турции и даже в не отличающихся дешевизной ОАЭ – предоставлять номера для участников ознакомительных поездок по символическим тарифам, а то и бесплатно – обычная практика.