Бизнес-школа «Сколково» запускает для представителей турбизнеса обучающую «тревел-техпрограмму» Hospitality Destination Development Management – «Управление гостеприимством территории».
Как пояснил руководитель проекта Павел Мрдуляш в интервью изданию thinktraveltech.com, слушателям будут прививать «философию гостеприимства» при помощи «дизайна мышления» и «проектного трека». Изменением «модели мышления» обучающихся займутся опытные преподаватели. Один из них презентуется как «евангелист человекоцентричного подхода к решению бизнес-задач с применением дизайн-мышления и сервис-дизайна». Полное наименование программы – «HDDM – иммерсивный курс продюсирования территории инструментами гостеприимства и туризма». Стоимость – 1 млн 300 тыс. руб. На вопрос интервьюера: «Окупятся ли вложения в обучение?» руководитель проекта пояснил: «Результат образования измерять в деньгах неправильно».
Комментируя проект порталу TourDom.ru, специалист-практик в области создания туристических кластеров вспомнил фрагмент из «12 стульев» Ильфа и Петрова: «В помещении клуба “Картонажник” состоятся лекция на тему: “Плодотворная дебютная идея” и сеанс одновременной игры в шахматы на 160 досках гроссмейстера О. Бендера. Все приходят со своими досками. Плата за игру – 50 коп.». Эксперт не скрывает иронии: «Ну и инфляция у нас за 100 лет – было 50 коп., стало 1,3 млн руб.». Переходя на серьезный тон, специалист отмечает: «Программа обучения крайне неконкретна, термин “курс продюсирования” уместен для театральных вузов, но никак не для предпринимательства. Трудно понять, кого может мотивировать предложение – за 1 млн 300 тыс. стать “продюсером территории”. В результате обучения человек должен четко понимать процессы и технологии проектирования, привлечения финансов, уметь анализировать возникающие риски и знать, как их минимизировать, это очень сложная тема». Эксперт обращает внимание на отсутствие среди преподавателей практиков, осуществивших реальные проекты: «Насколько мне известно, руководитель “творческого коллектива” – математик по образованию, не имеющий по роду своей деятельности никакого отношения к туризму».
Специалист сомневается, что курс «Сколково» будет востребован у туристических компаний: «Вряд ли у руководителя даже крупной коммерческой структуры найдется лишний миллион рублей на обучение сотрудника по не вполне внятной программе». Однако направлять своих чиновников «по разнарядке» на учебу вполне могут муниципалитеты, региональные органы власти и т. д., в чем эксперт видит определенную проблему: «Люди, не имеющие никакого отношения к туризму, попадут за государственный счет на подобные курсы и вернутся с них с ощущением, что теперь разбираются в теме. Инвесторам будет очень непросто находить общий язык с работниками госструктур, прикрывающими свою некомпетентность корочкой дипломированного специалиста в области развития туристических территорий, да еще и выданной авторитетной организацией – “Сколково”».