Интернет-ретейлер Wildberries сегодня объявил о «партнерстве в развитии направления туристических сервисов» с Fun&Sun. На сайте агрегатора уже появились туры туроператора. Как сообщается в пресс-релизе, одним из первых совместных проектов станет услуга раннего бронирования на зиму-2024/2025.
Новость активно обсуждается в туристическом сообществе. От внимания специалистов не ускользнула важная деталь – в туристическом разделе крупнейшего интернет-магазина России, который он развивает уже несколько лет, туры от Fun&Sun вынесены в отдельную вкладку, а предложений от других крупных туроператоров нет. Это нестандартное решение для маркетплейса, так как его задача собрать у себя как можно больший ассортимент от разных поставщиков.
В пресс-релизе Wildberries указано, что обе компании расценивают начало сотрудничества как стратегическое. «У наших пользователей теперь есть надежный партнер для планирования отдыха. Это значительно усилит направление WB Travel, благодаря профессиональному опыту Fun&Sun пользователи получат высокий уровень сервиса и богатый выбор туров», – сказал руководитель направления коммерческих проектов Wildberries & Russ Иван Осипов.
Из комментария гендиректора Fun&Sun Владимира Рубцова, в свою очередь, следует, что туроператор исходит из тенденции: «Сегодня рынок туризма активно трансформируется за счет прихода цифровых экосистем и крупных онлайн-платформ. Для туроператора интеграция с такой экосистемой означает участие в новой модели отрасли, где успех определяется не только качественным продуктом, но и доступом к Big Data и технологиям». Туроператор рассчитывает, что этот шаг позволит ему укрепить позиции и предложить пользователям WB сервис высокого уровня «в привычной для них цифровой среде».
Однако из пресс-релиза остается неясным, почему ритейлер решил выбрать в туризме именно Fun&Sun и вынес его предложения в отдельную вкладку на сайте с указанием имени компании. В туроператоре не стали комментировать причины такой избирательности, а вопрос о том, планирует ли WB работать с другими поставщиками, переадресовали агрегатору. В пресс-службе WB, свою очередь, нам ответили уклончиво: «о планах сообщим позднее».
Наблюдатели нашли свое объяснение необычному партнерству. В экспертной среде муссируется версия о том, что за ним скрывается крупная сделка - якобы «Дикие ягоды» приобрели Fun&Sun. Никаких подтверждений этому нет: состав учредителей у юрлица туроператора не изменился. Однако если интернет-ретейлер действительно стал или планирует стать совладельцем турбизнеса, имевшего отношение к Алексею Мордашову, то это могло бы многое объяснить. WB получит готовый контент и базу для дальнейшего развития у себя туристической темы, а туроператор усилится за счет эксклюзивного доступа к крупной онлайн-площадке. По данным Datasite, в 2024 году покупки на Wildberries ежемесячно (!) делали 35 млн человек. Это больше, чем годовая аудитория любого туроператора или туристического сервиса. Для сравнения: у сервиса «Яндекс.Путешествия», который лидирует в сегменте онлайн-бронирования отелей, в 2024 году насчитывалось 20 млн пользователей.
Для Fun&Sun как крупного туроператора сближение с WB выглядит логичным еще и потому, что он раньше был частью крупного иностранного холдинга TUI. Масштаб бизнеса партнеров должен быть соответствующим. Это подкрепляет статус туроператора как финансово устойчивой компании. Выручка ООО РВБ (юрлицо WB, с которым заключено соглашение. – Ред.) в 2024 году составила 441 млрд руб. У ООО «ТТ-Тэрвел» (юрлицо Fun&Sun) – 104,4 млрд.
Несмотря на всю красоту и стройную логику обсуждаемой версии, осведомленные источники в туроператорах в нее не верят. И приводят обоснования. Первое из них – высокая активность Fun&Sun по расширению каналов дистрибуции. «Они делают все, чтобы зайти на В2С площадки, вытеснив поставщиков из OTA, которые обычно поставляют туда контент. Это касается не только WB, но Т-банка, к примеру», – выразил общее мнение один из собеседников. Также эксперты обратили внимание на то что туроператорский бизнес в России пока мало привлекателен для инвесторов ввиду перегруженности сборами и требованиями. Учитывая высокий фактор зависимости от экономических, социальных и природных обстоятельств, а также низкую маржинальность, крупных сделок в туристическом сегменте в последнее время не было. Между тем Fun&Sun всегда стремился к капитализации и масштабированию, поэтому нынешние его маркетинговые шаги представляются нашим собеседникам вполне логичными.
Есть и еще один аспект, который остался за рамками пресс-релиза Fun&Sun, но заинтересует профессионалов туризма. WB – это розничная площадка. Подписание соглашения с ней, предполагающее работу под брендом туроператора, очевидно, означает усиление работы с прямыми клиентами. А это всегда «триггерило» его профессиональных партнеров. Вероятно, ответ, как Fun&Sun выстроит отношения с розницей в новых условиях, мы узнаем скоро.
Ранее «ТурДом» писал, что Wildberries запустил на своем сайте продажу отдельных туристических услуг, а также туров в формате white label. При этом по отношению к пользователям агрегатор по-прежнему остается только информационной площадкой – в реестрах туроператоров и турагентов юрлиц Wildberries нет.