Инициатива туроператоров Anex и «Интурист» по созданию общества взаимного страхования не единственная, работу в этом направлении ведет также ассоциация «Турпомощь». Цель – учредить отраслевое ОВС.
Как рассказал на III Международном конгрессе туроператоров (Сочи, 25–27 ноября) руководитель объединения Александр Осауленко, главная мотивация для туроператоров, которые захотят туда вступить, – в будущем освобождение от взносов в фонды персональной ответственности (ФПО).
По словам Осауленко, механизмы финансовых гарантий параллельные: в одном случае формируется фонд ОВС, в другом – ФПО. И в первом случае функционал средств в фонде – это погашение долгов перед туристом, и во втором. Соответственно, единовременно формировать два абсолютно одинаковых фонда под один и тот же функционал некорректно. «Поэтому должно быть однозначное решение: если компания является членом общества взаимного страхования и формирует фонд на базе ОВС, формировать фонд на базе ФПО ей нужды нет», – сказал Александр Осауленко, добавив, что на первом этапе важно законодательно закрепить такую возможность. Это, в частности, потребует поправок в отраслевой закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
Подобная схема подошла бы 40% входящим в «Турпомощь» туроператорам, которые еще не успели сформировать свои ФПО в размере 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. При этом те компании, у которых уже необходимая сумма лежит на депозитах, относятся к идее более прохладно: «Я разговаривал со многими “компаниями-семипроцентниками”. Они говорят, нам не надо, нас устраивает ФПО, мы не просто так сформировали их там в течение года или в течение двух, мы ничего не платим», – сказал Александр Осауленко. Однако у малого бизнеса финансовые возможности значительно меньше, и им бы новый механизм точно не помешал.
Редакция запросила мнение основателя юридического агентства «Персона Грата», вице-президента РСТ Георгия Мохова. Он считает, что в ближайшее время реальной альтернативой ФПО новый механизм не станет, но в перспективе может оттянуть на себя часть туроператоров – если условия вступления и взносы будут меньше, чем обычное страхование и взносы в фонд в персональной ответственности. Юрист также обратил внимание на то, что процесс создания ОВС непрост: «Туроператоры могут учредить общество взаимного страхования, но это для них непрофильная деятельность, соответственно, есть юридические и технические сложности управления такой организацией, обеспечением финансового мониторинга за устойчивостью учредителей, очень непростой отчетностью, соблюдением требований ЦБ РФ».
Добавим, что инициативы по созданию ОВС подстегнули не только проблемы с ФПО, где 5,7 млрд руб. лежат мертвым грузом без возможности пустить их в развитие, но и то, что туроператоры несут существенные безвозвратные расходы из-за страховых премий и комиссий за банковские гарантии. В свою очередь, у коммерческих страховщиков несоразмерные риски, поскольку потенциальные выплаты по страховым случаям могут значительно превышать собранные премии. Поэтому туроператоры сталкиваются с отказами в сотрудничестве со стороны страховых компаний.
Общества взаимного страхования уже не первый год активно развиваются в различных сферах экономики, особенно много их в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве. Например, около 250 компаний, входящих в госкорпорацию «Ростех», застраховались в ОВС. Особой же популярностью система пользуется за рубежом. Но и там, как отметили участники конгресса туроператоров, туристическая сфера остается в стороне от этого механизма. И Россия становится в этом деле первопроходцем.
Напомним, возможность создания в туризме обществ взаимного страхования появилась с 1 сентября – после вступления в силу поправок в законы «О взаимном страховании» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».



