С 1 сентября, после вступления в силу поправок в законы «О взаимном страховании» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», появится возможность создания в туризме обществ взаимного страхования – некоммерческих кооперативов, которые в теории позволят решить проблему финансовых гарантий для туроператоров. Учредителями ОВС станут как раз туроператоры, а координацией и консультационными вопросами уже занимается ассоциация «Турпомощь» – на ее сайте появился анонс.
Как отмечают в ассоциации, идея ОВС возникла из-за того, что традиционные механизмы страхования финансовой ответственности туроператоров – банковские гарантии, полисы коммерческого страхования и взносы в фонд персональной ответственности (ФПО) – создают значительную финансовую нагрузку: «Туроператоры несут существенные безвозвратные расходы из-за страховых премий и комиссий за банковские гарантии, что отвлекает существенный объем средств от операционной деятельности». В свою очередь, у коммерческих страховщиков несоразмерные риски, поскольку потенциальные выплаты по страховым случаям могут значительно превышать собранные премии. Поэтому туроператоры сталкиваются с отказами в сотрудничестве со стороны страховых компаний. Проблема актуальна в основном для небольших компаний, особенно для новичков: страхование – единственный способ выйти на рынок, а предложений практически нет.
Модель ОВС предполагает, что взносы членов кооператива (его должны учредить не менее 5 туроператоров) формируют общественный фонд взаимного страхования в размере 50 млн руб. При этом все взносы остаются собственностью членов, включая излишки, что исключает безвозвратные потери, связанные с традиционным страхованием. Важно, что учредители общества, то есть туроператоры, несут субсидиарную ответственность – если у кого-то проблемы, отвечать придется всем.
«ОВС – это инструмент, который заменит собой два других – банковскую гарантию и страхование у коммерческих компаний. В результате финансовая нагрузка на туроператоров снизится», – прокомментировал TourDom.ru советник по вопросам безопасности «Турпомощи» Владимир Ященко.
При этом создание ОВС на положения о фонде персональной ответственности и резервном фонде никак не влияет, они остаются неизменными: «Никакое их упразднение даже не обсуждается, ФПО необходим для решения проблем, которые возникают в случае банкротств туроператоров или необходимости возвращать туристов из-за границы в экстренных ситуациях».
Впрочем, вопрос, заработает ли механизм, пока открытый. «ОВС предлагается как альтернативный вид страхования, ранее такой формы не было. Но будет оно создано или нет, зависит от туроператоров, которые решат войти в такое общество и отвечать друг за друга. Одной инициативы “Турпомощи” недостаточно. Не каждый туроператор готов пойти на субсидиарную ответственность за своих коллег по цеху, для этого нужно доверие и прозрачность финансовых показателей. Тем не менее у такого способа есть перспективы, с учетом сложности страхования финансовой ответственности туроператоров», – отметил основатель юридического агентства «Персона Грата», вице-президент РСТ Георгий Мохов.
При этом нельзя исключать, что в перспективе схема с взаимным страхованием может и вовсе не понадобиться. В проекте нового закона о туризме есть только один вариант финансового обеспечения – отчисления в новый гарантийный фонд, который будет контролировать правительство.