Российские туристы готовы воспользоваться предложениями туроператоров и перенести забронированные туры, в том числе на 2021 год, сообщают в турагентствах. Однако, судя по комментариям в группе «Трэвел Президиум», к поставщикам возникают вопросы – агенты и туристы хотят получить гарантии, что их туры состоятся.
«Спросила, как наш региональный “Пегас” собирается оформлять перенос. Ответили, что просто изменят параметры туров в личном кабинете. Мне это не очень нравится. Туристам было бы спокойнее получить какие-то гарантийные документы», – написала Наталья Замятина («Атлантик Трэвел»).
Гендиректор «Пегаса» Анна Подгорная в ответ на это сообщила, что гарантийные письма агенты могут скачать в своих личных кабинетах: в этих документах зафиксированы все обязательства по конкретным заявкам. Подписывать бумажные допсоглашения с агентствами туроператор не планирует. «Зачем? Письмо или допсоглашение – не имеет значения. Важно, чтобы агент объяснил клиенту: перенос тура – это наиболее выгодный для него вариант».
По словам экспертов, юридическая сущность ваучеров, сертификатов и гарантийных писем действительно одна – поставщик предлагает перенести выполнение обязательств. «Однако наиболее правильным выходом было бы подписание дополнительных соглашений к договорам между туроператорами и турагентами, в которых поставщики прописывали бы обязательства по переносу туров. И уже на основании этих документов розничные компании смогли бы выстраивать свои отношения с туристами», – считает юрист Елена Баринова. Гарантийные письма не помогут, если с исполнением обязательств возникнут проблемы. Поэтому турагенту важно не наделать ошибок – не подписывать никаких бумаг, которые возлагают дополнительную ответственность на него самого.
Например, в выдаваемых документах поставщики не всегда четко указывают суммы, полученные по конкретным заявкам и подлежащие переносу на будущие даты. Это создает риски для представителей розницы: если перенесенные туры по каким-либо причинам не состоятся, есть вероятность, что «крайними» в суде окажутся именно они. Правда, неожиданно адекватные разъяснения Роспотребнадзора дают надежду, что в случае споров ответственность всё же будет распределяться справедливо.
Проблема еще и в том, что каждый туроператор действует по своему усмотрению, правила игры постоянно меняются. В результате многие агентства уже имеют стопку допсоглашений и сейчас, после того как туроператоры объявили о новых условиях переноса туров, не знают, что с ними делать. «Хаос», – коротко описала ситуацию Елена Баринова.
По словам гендиректора юридического агентства «Персона Грата» Георгия Мохова, текущая ситуация вскрыла «дефектность» договорных отношений на рынке. «Во многих случаях агенты не являются полноценными представителями туроператоров и действуют по иным правовым принципам, выходящим за рамки регулирования отраслевым законом, – объяснил эксперт. – Юридическая прививка, которую получает сейчас рынок, очень сильно повлияет на договорное поле отношений между туроператорами и турагентами».