21 июня корреспондент «БАНКО» связался с туроператорами, использующими перевозку девяти российских авиакомпаний, которым грозит запрет полетов в Европу или их ограничение. Как выяснилось, никто из них пока не получал от партнеров официальных уведомлений о невозможности выполнить свои обязательства. Тем не менее некоторые игроки уже начали пересаживать своих туристов на рейсы других перевозчиков. Так, к примеру, поступили в компании «Нева». «Рейсы «Авиалиний-400», которыми мы должны были выполнять некоторые программы, заменены на «Дагестанские а/л», – рассказал Владимир Туменко, начальник отдела авиаперевозок. Однако он признал, что найти свободную перевозку сейчас крайне сложно: «Конечно, в связи с этой ситуацией приходится прилагать большие усилия для стабилизации, но в нашей компании все туристы полетят!» Подстраховаться смогли и в компании «Ривьера». «На нас отразилось это только на Мальте, так как массовые направления у нас Турция и Египет – на ближайшие даты вместо Ту-154 «Атлант-Союза» мы пересаживаемся на Боинг-747 регулярного перевозчика AirMalta, в дальнейшем спрос снижается, и мы будем уменьшать перевозку», – рассказала Галина Скобельчихина, заместитель директора московского офиса «Ривьера». По ее словам, на других европейских направлениях ситуация все же очень тревожная: «Авиапарк и так используется почти на 100%, а тут его еще и принудительно урезали. Пересесть-то можно, вопрос – на что?». В том же духе высказалась Татьяна Сергеева, заместитель генерального директора КАПИТАЛ ТУР. «Что будет дальше – пока неизвестно. Заранее предусмотреть уже не получается. Если бы нас предупредили хотя бы в начале сезона… Сейчас на рынке тотальный дефицит перевозочной техники, и пересесть просто некуда! Если и «КрасЭйр», и «Атлант-Союз», и «Уральские авиалинии» действительно попадут под запрет, то никто никуда не полетит», – заявила Татьяна Сергеева. Обеспокоенность московских коллег разделяют и в регионах. По словам Ольги Сверчковой, вице-президента «Фонд мира» (Екатеринбург), с «Уральскими авиалиниями» заключены контракты на перевозку в Черногорию, Италию, Грецию, на Кипр, в Болгарию и другие страны. «Официальной информации от а/к пока нет, но из частных бесед с сотрудниками понятно, что проблема существует. Перелеты «Уральских» заявлены в основном на аэробусах, а в качестве подстраховки они держат «эмки» (Ту-154М). Соответственно, программу придется выполнять только исходя из аэробусов. И остается лишь надеяться, что все будет хорошо, так как еще свежи в памяти воспоминания о поломке аэробуса в Бангкоке на майские праздники», – сообщила Ольга Сверчкова. Тем не менее она надеется на благополучный исход: «Даже если все-таки что-то произойдет, то «драки за самолеты» быть не должно. В нашем регионе те участники, которые занимаются европейским рынком, адекватны, и, как показывает практика, мы всегда можем не без труда, конечно, но найти общий язык». А вот в Краснодаре договариваться фактически не с кем. В случае отмены европейских полетов местного перевозчика, «Авиалинии Кубани» (два маршрута: Франкфурт и Салоники), в городе останется только одна авиакомпания, летающая за границу, – Austrian Airlines. Как быть в этой ситуации тем туристам, которые уже завезены на отдых рейсами «Авиалиний Кубани», не ясно. Татьяна Сергеева из КАПИТАЛ ТУР уверена, что в случае, если запрет вступит-таки в силу, к решению проблемы должны подключиться российские власти. «Вывоз пассажиров, которые уже на отдыхе, – обязательство властных структур. Эта проблема должна быть решена на государственном уровне. Мы с тревогой наблюдаем за ситуацией, но реально на нее повлиять никак не можем», – сообщила Татьяна Сергеева.