Прошел год с того момента, как Правительство приняло постановление «О внесении изменений в Правила предоставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений», в соответствии с которым все турагентства должны сообщать в Роспотребнадзор о смене адреса юридического лица, а также о начале деятельности, если они открылись после 12 февраля 2013 года. Но большинство либо пренебрегает этим правилом, либо даже не знает о его существовании. А между тем игнорирование может грозить им штрафами.
«Агентства, открывшиеся после этой даты, должны предоставлять сведения до начала своей фактической деятельности, но уже после регистрации в налоговой инспекции, - объясняет порядок действий руководитель претензионно-искового отдела ЮА «Персона Грата» Александр Байбородин. - Тех, кто работает на рынке уже давно, это правило не касается. Зато они должны быть внимательны при переезде – в соответствии с постановлением, необходимо информировать Роспотребнадзор об изменении юридического адреса».
По словам юриста, 99% турагентств не выполняют данный норматив, так как либо не знают о нем, либо считают, что «инициатива наказуема» и «первопроходчество» может привлечь лишнее внимание, а значит, последуют проверки. Но незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. «За несоблюдение могут наказать: на 10-20 тысяч рублей за непредоставление вовремя информации и на 30 тысяч за указание неверных сведений, - рассказал г-н Байбородин. - Так что заполнять соответствующую форму, которую можно найти на сайте Роспотребнадзора, нужно внимательно, чтобы случайные ошибки не привели к штрафу за искажение информации».
Правда, никаких штрафов или специальных проверок ни в практике юриста, ни на памяти опрошенных порталом «TourDom.ru» руководителей агентств не было. Нарушения данного постановления, скорее всего, могут быть выявлены только в ходе обычных регулярных проверок, планы которых размещены на сайтах региональных подразделений Роспотребнадзора. «При внеплановой же проверке – по жалобе клиентов агентства – такое нарушение выявить нельзя, так как ее предметом может являться только конкретное нарушение прав лица, написавшего обращение в орган Роспотребнадзора», - пояснил один из юристов.